NEO

Ваши материалы:
Гость
Приветствую Вас уважаемые пользователи сайта и гости, здесь Вам будут предложены материалы различной направленности. Надеюсь они будут Вам интересны, а также на то, что и ВЫ что-либо опубликуете... Борис Бринер - 10 Сентября 2023 - Блог - NEO

ruРусский enEnglish deDeutsch
frFrançais esEspañol itItaliano
nlNederlands svsvenska fisuomi
zh中文(简体) arالعربية">‏العربية ja日本語


  • adelaida
    тема: иные
  • Alex
    тема: с 8 марта
  • SVETLANA
    тема: иные
  • Alex
    тема: так шо??

Statistik
Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
пользователей за сегодня
материалы сайта
комментариев: 167
в блогах: 1718
в новостях: 489
в статьях: 107
записей в гостевой книге: 7
архив материалов

22:22
Борис Бринер

ОЛИГАРХ  СТРАНЫ  СОВЕТОВ





 Вторая половина XIX века ознаменовалась в России невиданным экономическим ростом. Немалую роль в этом играли иностранцы, видевшие в освоении российских пространств шанс разбогатеть.
Одним из таких людей оказался гражданин Швейцарии Юлиус Бринер, сумевший стать одним из самых предприимчивых и богатых людей Дальнего Востока.
К тому времени, как 16 сентября 1889 года у него родился сын Борис, Юлиус уже был российским подданным, принял православие и стал настоящим олигархом. Он владел торгово-транспортной компанией, вёл добычу леса на Сахалине, имел рыболовное предприятие на Камчатке. А в конце 1890-х годов сумел разведать места, богатые серебром и свинцом, и открыл рудники в местечке Тетюхе, уговорив вложиться в дело немецких предпринимателей.
Предприятие это существует и сейчас. Называется оно "Дальполиметалл", а Тетюхе давно переименовано в Дальнегорск.

ТЕТЮХИНСКИЕ  РУДНИКИ
Будущий советский олигарх Борис Бринер был третьим ребёнком в семье, всего у Бринеров было трое сыновей и три дочери. Мать, Наталья Иосифовна, занималась хозяйством, но была женщиной строгой и даже властной.
Старший сын Бринеров, Леонид, выбрал военную стезю, младший, Феликс, уехал учиться в Европу, а Борис стал продолжателем дела отца. Тетюхенские рудники приносили семье большой доход, и Борис после окончания гимназии выучился на горного инженера в Горном институте Санкт-Петербурга. Диплом, темой которого стало "Серебро-свинцово-цинковое месторождение Тетюхе", он защитил с отличаем.
Здесь же в Санкт-Петербурге, Борис женился на дочери небогатого врача Благовидова. Он выбрал старшую дочь Марусю, а вернувшийся из Европы Феликс женился на младшей дочери Вере. Девицы были подругами сестёр Бринер и учились с ними во Владивостоке в одной женской гимназии. В Петербурге Мария училась в консерватории, а Вера получала профессию психиатра.
Домой, во Владивосток, молодых Бринеров вернули революционные события. Но в семье их женитьба была воспринята как бунт. Свекровь невзлюбила невесток, и молодым пришлось съехать на квартиры. Но если они собирались переждать во Владивостоке, пока буря политической круговерти уляжется, то крупно ошиблись. Отсидеться на периферии не удалось.
Проблемы на Тетюхенских рудниках начались ещё с началом Первой мировой войны. Акционерное общество должны были секвестировать, т.к. в предприятии участвовал немецкий капитал. Но Юлиус Бринер договорился о передаче немецких акций России и перенаправил сбыт продукции из Европы в США и Японию. Это позволило продержаться ещё 4 года.
В 1918 году решением местного комитета он был отстранён от руководства, но ненадолго: высадившиеся во Владивостоке японцы вернули рудники владельцу. Юлиус взял бразды правления в свои руки, но только для того, чтобы всё законсервировать - ситуация была непредсказуемой.
Красная армия походила к Владивостоку, население было в панике: верили, что большевики начнут резать "буржуев" и убивать детей.
Племянница Бориса, Ирина, вспоминала, что мать даже принесла из лаборатории "достаточно яда", чтобы отравить всё семейство. Оптимизма не добавляла эпидемия чумы, вспыхнувшая в Китае.
Сердце Юлиуса не выдержало волнений, и 10 марта 1920 года он умер.
Неизвестно, что стало бы с семьёй и бизнесом, если бы не Борис. Он согласился сотрудничать с большевиками, стал министром в правительстве Дальневосточной республики и не позволил национализировать предприятия.
Хотя соблазн был велик, большевики уступили: они понимали, что при неумелом управлении предприятия развалятся.
А в 1921 году на помощь Борису пришел НЭП - новая экономическая политика большевиков, призванная расширить полномочия частного капитала и поднять экономику Красной России. В этом была своя хитрость: правительство хотело, чтобы бизнесмены восстановили предприятия за свой счёт, чтобы потом их национализировать.
Оставаться на плаву ещё целых 10 лет Борису Бринеру позволила собственная изворотливость. Чтобы предприятие не отняли, он привлёк капитал британцев, основал акционерную компанию "Тетюхе Майнинг корпорейшн" и подписал с большевиками договор на 36 лет. Свои подписи со стороны СССР на документе поставили Дзержинский и Чичерин.

ПОД  НАДЗОРОМ  ОГПУ
Рудники с самого начала были построены с умом и с заботой о рабочих. К рудникам подходила ветка железной дороги, проложенная ещё Юлиусом, для переработки руды были построены обогатительный и плавильный цеха, для работы привлекались самые лучшие иностранные специалисты. Борис стал усердным продолжателем дела. На работу принимал, невзирая на гражданство и происхождение: у него работали китайцы, корейцы, норвежцы, голландцы, австрийцы, немцы и даже японцы. Русских специалистов просто не было: погибли в круговерти войн и революций.
Из 25 членов высшего руководства "Майнинг корпорейшн" советскими подданными были только 7 человек, да и те "из бывших" - князья, фабриканты и офицеры.
Для женатых рабочих Бринер построил 13 капитальных домов с квартирами, для неженатых - общежитие. Заработная плата на рудниках была в полтора раза выше, чем на других предприятиях Дальнего Востока.
В стране царили холод и голод, а в магазинах Тетюхе продавались иностранные товары и продукты.
Вскоре в Тетюхе появилась и своя электростанция, больница, телефонная станция, гавань, пристань, был построен канал, отремонтирована железнодорожная ветка.
Била ключом и личная жизнь Бориса. Он бросил жену Марусю с двумя детьми и женился на актрисе МХАТ Екатерине Корнаковой, которая тоже бросила мужа и театр. Маруся, не простив предательства, уехала с детьми во Францию, а позже - в США.
Несмотря на то, что ОГПУ внимательно следило за Борисом и в отчётах уверяло, что он шпион и работает на британскую, японскую и американскую разведки, большевики были довольны: компания Бринера поставляла половину всего свинцово-цинкового концентрата СССР, в год добывала больше 11 тонн серебра и производила серную кислоту.
Но всё закончилось в тот миг, когда на предприятии запустили новый свинцово-плавильный завод с иностранным оборудованием. В борьбу с частной компанией включилась вся мощь советского государства. Шансов выстоять не было. Вдруг стали возникать задержки с поставкой концентрата по железной дороге, государство в приказном порядке снизило закупочную цену на свинец, а товары из-за рубежа перестали приходить: пароходы возвращались полупустыми.
Чтобы добить Бринера, СССР запретил иностранцам выведение денег за рубеж, и специалисты уволились. В довершение загорелся плавильный цех, и Бринер не смог выполнить договоры по поставкам свинца и выплатить проценты по ссуде, которую брал у государства.. В газетах заговорили о вредительстве, хищнической добыче серебра и разграблении народных богатств. 

УДАЧА  СОПУТСТВУЕТ... ХИТРЫМ
Но Борис Бринер не собирался умирать в застенках чекистов. Вывод средств и перевод офисов торгово-транспортной компании в Китай он начал загодя. Весной 1931 года он выехал в Москву, чтобы подписать договор о прекращении концессии и выплате ему и компаньонам отступных. Пока он это делал, брат Феликс с семьё бежал в Китай морем. Борис с Екатериной последовали за ним. Возвращаясь во Владивосток, они в Иркутске неожиданно пересели на поезд до Харбина и выехали из СССР. Паспорта у них были, ведь Бринер как бизнесмен то и дело ездил в Китай по делам.
В Харбине Борис безбедно прожил до 1945 года. Он руководил фирмой "Бринер и К", жена вела театральную студию, каждое лето выезжали на отдых в Корею. Во время войны Борис был швейцарским консулом в Харбине.
Когда советские войска заняли город, он надеялся, что гражданство швейцарии его спасёт, но большевики вывезли во Владивосток всю семью, включая приёмную дочь Катю. К счастью, родня не бросила Бориса в беде, и в 1946 году его и его семью обменяли на советских граждан, томившихся в швейцарских тюрьмах.
Бринеры уехали в Европу, затем совершили поездку в США, где дети Бориса Вера и Юл уже начали свои актёрские карьеры. Вера пела в опере, а Юл играл на Бродвее. После США Борис уехал в Шанхай - там его ожидала родная фирма "Бринер и К".
Человек предполагает, а Бог располагает: последний советский олигарх Борис Бринер скончался 9 июля 1948 года в Шанхае, как и его отец - от остановки сердца. Разволновался на похоронах брата Леонида.

Александр ЛАВРЕНТЬЕВ   журнал "Загадки истории"  №24  2023 г.

 
Категория: adelaida | Просмотров: 28 | Добавил: adelaida | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
последние новости
Copyright MyCorp © 2024