В начале 1970-х годов советские кинематографисты стали обращаться к теме Гражданской войны. Их произведения рассказывали о подвигах, которые совершали чекисты ради того, чтобы из страны не вывезли национализированные ценности. Один из самых удачных фильмов на эту тему - "Достояние республики"(1972).
За богатствами дворян и буржуев большевики охотились и в "Короне Российской империи" (1970), и в картине "Свой среди чужих, чужой среди своих" (1974), и в "Бронзовой птице" (1975).
Но в "Достоянии республики" это получилось особенно романтично.
Проходная тема
Что и говорить: тема была на 100% проходная.
Вокруг охоты на реквизированные ценности можно было и закрутить авантюрный детективный сюжет, и героев ярких придумать, и украсить это всё хорошей музыкой.
Сегодня "Достояние республики" вспоминают чаще всего, когда звучит исполненная в картине Андреем Мироновым "Песня о шпаге", написанная Евгением Крылатовым на стихи Юрия Энтина.
Этот же композитор написал музыку к "Романсу о Петербурге" Беллы Ахмадулиной, который тоже нередко звучит в эфире разных радиостанций.
Зак и Кузнецов последние годы работали на подростковую аудиторию.
Вот главным героем их нового сценария стал четырнадцатилетний беспризорник Кешка.
"Достояние республики" взялись поставить на Киностудии детских и юношеских фильмов имени Горького.
В качестве режиссёра выбрали 41-летнего Владимира Бычкова, который уже поставил успешный фильм-сказку для подростков "Город мастеров" (1966).
Кроме того, Бычков уже работал с Заком и Кузнецовым: в 1969-м вышла его картина "Мой папа - капитан" по их сценарию.
Звёздный состав
Бычков подобрал актёров на все роли всего за полтора месяца. Режиссёр остановил свой выбор на тех, с кем не работал раньше.
Владимир Сергеевич не имел своей устоявшейся команды артистов: любил пробовать работать с новыми для себя лицедеями.
Перед съёмками "Достояния республики" он решил: главным критерием в выборе актёров будет их известность, пусть в фильме снимутся звёзды отечественного театра и кино.
И не прогадал.
Позже критики отмечали: слабоватый сценарий спасли именно блестящая актёрская игра, отличная музыка и прекрасные стихи к песням.
- На роль чекиста Макара Овчинникова утвердили Олега Табакова, который на той же киностудии одновременно снимался в диаметрально противоположной роли - бригаденфюрера Вальтера Шелленберга в картине "Семнадцать мгновений весны".
- Маркиза сыграл Андрей Миронов, тогдашний сосед Табакова по подъезду в доме на Селезнёвской улице.
- Роль Кешки исполнил московский школьник Витя Галкин.
- Управляющего имением Тараканова изобразил Спартак Мишулин, коллега Миронова по Театру сатиры.
- "Партия" начальницы детского дома досталась Людмиле Крыловой, тогдашней супруге Табакова.
- Атамана Лагутина сыграл Игорь Кваша, друг Миронова.
Как-то так получилось, что весь актёрский состав так или иначе пребывал в "орбите" Андрея Миронова.
Он был душой многих весёлых артистических компаний.
Именно связь с Мироновым и тёплые с ним отношения создали дружественную атмосферу на съёмочной площадке для этих очень разных людей.
Сказочные места
Съёмки проходили в Кирилло-Белозёрском монастыре, что в Вологодской области. Впечатления от этих мест остались в памяти многих. Сын Олега Табакова, Антон, вспоминал позднее о городе Кириллове:
"Как-то отец взял меня на съёмки замечательной картины "Достояние республики". Фильм снимали в Кирилло-Белозёрском монастыре под Вологдой, где сказочные леса и русоголовые люди, где было полное отсутствие средств массовой информации и очень плохо с продуктами. И немыслимое количество грибов, которые собирали вёдрами".
Почему "Достояние республики" снимали в Кириллове?
На этот вопрос ответил режиссёр Владимир Бычков, выступая на премьере фильма в Кириллове, которая состоялась 5 января 1972 года в кинотеатре "Спутник":
"Объехав 25 монастырей, мы остановились на Кирилло-Белозёрском монастыре. Мы нашли здесь прекрасные места, очень своеобразное и потому прекрасное сочетание старинных архитектурных ансамблей с удивительным по красоте пейзажами, чисто русскую и очень яркую самобытность нашего северного озёрного края..."
Поэтическая атмосфера Вологодской области не смогла уберечь съёмочную группу от эксцессов. Постановщик любил всё снимать быстро, особо не заботясь о технике безопасности.
А фильм был трюковой. Сочетание риска и беспечности привело к тому, что во время работы над "Достоянием республики" получили тяжелые травмы два каскадёра.
В начале лета из-за оборвавшегося троса один каскадёр сломал обе ноги.
А в сентябре из-за строптивого нрава циркового верблюда другой каскадёр получил перелом позвоночника. Комиссия, которая разбиралась в этих случаях, уволила директора картины. А режиссёр получил выговор.
Оказалось, что верблюд бунтовал, потому что ему не нравился запах хорошего одеколона, который исходил от Андрея Миронова. Когда это выяснилось, артист перестал душиться, и животное присмирело.
Вообще, несмотря на дружественность атмосферы, съёмки "Достояния республики" лучше всего ассоциируются со словом "экспромт".
Например, участникам процесса не вовремя подвозили еду. Пришлось Спартаку Мишулину варить на портативной плитке то, что именовал кулешом. Странное варево из консервов, круп и сухих супов. Как ни странно, многим пришлось по вкусу.
То, что надо !
Ещё одним экспромтом - не кулинарным, а музыкальным - стала знаменитая "Песня о шпаге". Она вошла в картину по настоянию Андрея Миронова, статус которого уже в начале 1970-х годов позволял ему давить на режиссёров. После "Романса о Петербурге" актёру захотелось исполнить что-нибудь заводное.
Юрию Энтину предложили буквально за два дня написать нечто зажигательное. Принесли сценарий. За короткий срок он создал позже ставшую знаменитой "Песню о шпаге". Но Миронову чего-то не хватало.
Вот как тот этот экспромт описал сам поэт:
"Андрей срочно приехал, прочитал и довольно строго спросил: "Вы внимательно прочли концовку сценария?" - "Конечно, - отвечаю, - ваш герой погибает". - "Но в ваших стихах не хватает трагизма. Вам меня не жалко?" Я заперся в комнате и за 15 минут написал куплет: На опасных поворотах \ Трудно нам, как на войне.\ И быть может, скоро кто-то\ Пропоёт и обо мне: \ Вжик-вжик-вжик! \ Уноси готовенького... Миронов обнял меня, расцеловал: "Вот теперь - то, что надо!" Потом он послушал музыку, тоже сказал, что чего-то не хватает, и предложил, чтобы в конце песня перешла в вальс. Крылатов выполнил его пожелание, и в результате получилась замечательная песня..."
Главной проблемой стало то, что худсовет не устроил целый ряд сцен, которые пришлось переснимать в авральном порядке. Режиссёр чуть не сошел с ума.
Фильм "Достояние республики" показали только спустя семь месяцев после мучительной сдаче худсовету.
Но это не помешало ему стать фаворитом проката 1972 года. автор статьи Мария КОНЮКОВА
материал подготовила Ангелина Ч., г. Москва