NEO

Ваши материалы:
Гость
Приветствую Вас уважаемые пользователи сайта и гости, здесь Вам будут предложены материалы различной направленности. Надеюсь они будут Вам интересны, а также на то, что и ВЫ что-либо опубликуете... это было в СССР - 22 Октября 2022 - Блог - NEO

ruРусский enEnglish deDeutsch
frFrançais esEspañol itItaliano
nlNederlands svsvenska fisuomi
zh中文(简体) arالعربية">‏العربية ja日本語


  • adelaida
    тема: иные
  • Alex
    тема: с 8 марта
  • SVETLANA
    тема: иные
  • Alex
    тема: так шо??

Statistik
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
пользователей за сегодня
материалы сайта
комментариев: 167
в блогах: 1718
в новостях: 489
в статьях: 107
записей в гостевой книге: 7
архив материалов

22:28
это было в СССР








В годы правления "вождя народов" из уст в уста передавался шуточный диалог: "Товарищ Сталин, а какое у вас хобби?" - "Я люблю собирать анекдоты про себя". - "И много уже собрали?" - "Два с половиной лагеря".

Такие нелицеприятные для кремлёвских руководителей высказывания приравнивались к антисоветской деятельности со всеми вытекающими последствиями.
Но народное творчество всё равно откликалось на важнейшие события в стране, высмеивая политику государства и жизнь его элиты. Юмор становился методом борьбы, он отражал протест населения против несправедливых действий власти.

 








По проторенной дорожке
  По разным данным, в период с 1921 по 1953 год в СССР было осуждено от 900 тысяч до полутора миллионов жителей. Какая часть из них получила срок или расстрел за рассказанный анекдот - определить довольно сложно. Следователи обычно применяли обтекаемую формулировку, к примеру, "антисоветское высказывание с террористическим выпадом в сторону одного из вождей советской власти".
Записывать в протоколы конкретные слова, в том числе анекдоты, правоохранители попросту боялись: а вдруг их коллеги используют такие документы против того, чей почерк остался на бумаге?
Да и обвинение в контрреволюционной агитации редко бывало единственным. Как правило, к нему добавляли террористическую деятельность или шпионаж в пользу какой-нибудь иностранной разведки - чтобы дело казалось серьёзнее и за его раскрытие можно было получить награду.
  Уголовный кодекс РСФСР от 1926 г. развивал аналогичный документ от 1922 года - в частности, конкретизировал 58-ю статью о контрреволюционных преступлениях, разделив её на 18 пунктов.  Пункт 58.13 гласил: "Пропаганда и агитация, выражающаяся в призыве к свержению власти Советов (...) - лишение свободы со строгой изоляцией на срок не ниже трёх лет"
А шпионаж (п. 58.10) или подготовка террористических актов (п. 58.2) карались гораздо серьёзнее, предусматривая "расстрел и конфискацию всего имущества, с допущением, при смягчающих обстоятельствах, понижения до лишения свободы со строгой изоляцией на срок не ниже пяти лет"

 Рассказывание анекдота приравнивалась к призывам ослабить советскую власть. А недонесение о таких действиях считалось укрывательством и пособничеством, согласно п. 58.12, оно наказывалось лишением свободы на срок не ниже одного года.
  При этом большевики отнюдь не были первыми, кто запрещал высмеивать себя. Согласно Уголовному уложению Российской империи (статья 103),
"виновный в оскорблении Царствующего Императора, Императрицы или Наследника Престола (...) хотя и заочно, но с целью возбудить неуважение к Их Особе (...) наказывается: которгою на срок не свыше  восьми лет".  Так что в этом вопросе новые правители страны не слишком отличались от прежних.

Просьба смелого мальчика
 В 1930 г. из СССР выслали американскую журналистку Еву Греди. Она в разговоре с коллегами рассказала анекдот про еврейского мальчика, который спас тонущего незнакомца. Тот в благодарность предложил любую награду. - Я Сталин, - представился мужчина. - Если вы действительно Сталин, то не говорите никому, что это я вас спас, - попросил мальчик.
 Конечно, для советских граждан доносы о подобных анекдотах грозили куда более серьёзным наказанием, чем высылка из страны.
 В июле 1937 г. в Свердловской области был арестован учитель села Бичурино Лутфий Бадриевич Утяганов. Поводом послужила рассказанная им шутка про мальчика, который посоветовал кремлёвским руководителям во главе со Сталиным перед годовщиной Октябрьской революции перестрелять друг друга - и тем самым сделать лучший подарок населению государства. Утяганова обвинили в антисоветской пропаганде и участии в контрреволюционном заговоре. Он был приговорён к расстрелу, казнь состоялась 21 сентября 1937 года.

Активный антисоветчик
  Показательна история уполномоченного комитета по заготовкам сельскохозяйственных продуктов Актюбинской области Казахстана Василия Тыщенко. В сентябре 1935 г., присутствуя на заседании районного комитета ВКП(б), он в частной беседе рассказал анекдот: "Одна московская студентка захотела иметь хорошего умного сына. Она написала Сталину заявление с просьбой о том, что хочет от него ребёнка. Сталин это заявление прочёл невнимательно - и наложил резолюцию: "Тов. Молотову для исполнения". Молотов тоже просмотрел документ бегло и добавил к словам вождя: "Личному секретарю для исполнения".
Сотрудники Актюбинского областного управления НКВД установили, что Василий Тыщенко рассказал этот анекдот в присутствии начальника политотдела Кзыл-Каинского совхоза, председателя одного из райисполкомов и своего шофёра. Примечательно, что донос написал именно последний, не состоявший в партии. Сначала Василия Тыщенко наказали по линии ВКП(б). Его вызвали на заседание обкома, где заготовитель признал свою ошибку ( и, кстати, по требованию присутствующих повторил данный анекдот). Тыщенко был объявлен выговор. Но бдительные чекисты уже разглядели в нём активного антисоветчика. Через месяц он был арестован и позже приговорён к 10 годам лагерей. Заготовитель скончался в неволе, он был реабилитирован прокуратурой Алма-Атинской области в 1999 году.
  Похожий случай с ещё более трагическим исходом произошел в 1938 г. с работником Кавказской железной дороги Павлом Решетниковым. Вот цитата из протокола допроса: "Вопрос: "Вы признали себя виновным в распространении анекдота контрреволюционного содержания? (...) Следствию хорошо известен ряд фактов вашей антисоветской деятельности. Требую дать исчерпывающие показания". Ответ: "Я подтверждаю, что, кроме раннее сказанного анекдота, я больше ничего подобного не говорил и антисоветской деятельностью не занимался"". Тем не менее по решению суда города Кропоткина (Краснодарский край) Павел Решетников был расстрелян.

Шуточный куплет
  Политический юмор проявлялся и в других жанрах народного творчества - в частности, песнях и частушках. В качестве примера можно привести историю ареста Семёна Виленского - впоследствии диссидента и собирателя лагерного фольклора. В 1945 г., будучи 17-летгим юношей, он поступил на филфак МГУ и захотел отпраздновать это событие вместе с друзьями. Компания поехала в подмосковное Перхушково (село в Одинцовском районе). Гуляя в местной роще, Виленский спел приятелям шуточный куплет: "Интеллигенты, быть твёрже стали! Кругом агенты, а первый - Сталин".
Семён благополучно проучился в университете целый год, потом ещё два обучался в аналогичном учебном заведении г. Львова, куда перевёлся по личным обстоятельствам. В 1948 г., во время приезда в Москву, его арестовали. Кто-то из бывших друзей ещё тогда, после прогулки по подмосковной роще, состряпал донос - и сотрудники НКВД долгое время наблюдали за студентом. Сам Виленский вспоминал, что уже в Москве, за несколько дней до ареста, прогуливался в районе Садового кольца, и проходивший мимо мужчина предупредил его: "Не подавитесь рыбной косточкой, за вами следят". Студент стал осматриваться по сторонам - но никаких филеров не обнаружил. Виленского осудили на 10 лет за антисоветскую агитацию и подготовку теракта. Он вышел из лагеря досрочно, в 1955 г., после смерти Сталина, ещё через год был полностью реабилитирован.
 Тот факт, что чекисты предпочитали не сажать одиночек, а "выявлять" контрреволюционные заговоры и организации (это в глазах руководства выглядело гораздо масштабнее), давно отмечен историками. Сфера запретного народного юмора не была исключением.
В феврале 1948 г. военный трибунал Кишинёвской железной дороги приговорил Сергея Поповича 1916 г. рождения и Пиня Гельфмана 1910 г рождения к 10 годам исправительно-трудовых лагерей с последующим трёхлетним поражением в правах. Попович получил срок за то, что в июне 1947 г. рассказал в компании шесть антисоветских анекдотов. Вопреки неписаным правилам, они были приведены в деле. Для наглядности повторим один из них: "Старушка впервые в жизни увидела верблюда и заплакала. Когда её спросили, отчего она плачет, она ответила: "Посмотрите, до чего советская власть довела лошадь!""
Гельфман не стал доносить на товарища - и пересказал три из шести анекдотов (в том числе вышеприведённый) своим друзьям. Но не все слушатели поступили так же. На обоих рассказчиков поступили "сигналы" - и это дало следователям возможность объединить их дела и на бумаге "обезвредить" группу контрреволюционеров, занимавшихся антисоветской агитацией.

Расшифровка слова
  Подобных историй - десятки тысяч, они зафиксированы в делах, которые ныне находятся в закрытых хранилищах. Даже тем, кто уже находился в заключении, могли добавить срок за рассказанный анекдот.
Ольга Лавинская, работавшая заместителем начальника отдела Государственного архива РФ, в одном из интервью рассказала о работнице столовой, осужденной на 10 лет за спекуляцию продуктами. Находясь в камере тюрьмы №1 МГБ, она во время игры в шашки выложила из фишек слово "СССР" и расшифровала его: "Смерть Сталина спасёт Россию". За антисоветскую агитацию женщине увеличили срок ещё на 8 лет.
 Кремлёвские руководители боялись выглядеть смешными. Но, несмотря на строжайшие репрессии, народ шутил над ними - и такой юмор помогал выжить в суровое время советского тоталитаризма

Элина ПОГОНИНА
Категория: adelaida | Просмотров: 90 | Добавил: adelaida | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar
последние новости
Copyright MyCorp © 2024