NEO

Ваши материалы:
Гость
Приветствую Вас уважаемые пользователи сайта и гости, здесь Вам будут предложены материалы различной направленности. Надеюсь они будут Вам интересны, а также на то, что и ВЫ что-либо опубликуете... коррупция (ч.2) - 10 Декабря 2022 - Блог - NEO

ruРусский enEnglish deDeutsch
frFrançais esEspañol itItaliano
nlNederlands svsvenska fisuomi
zh中文(简体) arالعربية">‏العربية ja日本語


  • adelaida
    тема: иные
  • Alex
    тема: с 8 марта
  • SVETLANA
    тема: иные
  • Alex
    тема: так шо??

Statistik
Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
пользователей за сегодня
материалы сайта
комментариев: 167
в блогах: 1716
в новостях: 488
в статьях: 107
записей в гостевой книге: 5
архив материалов

07:34
коррупция (ч.2)




Не по чину берёшь
 Даже робкие попытки справиться с коррупцией, предпринятые Иваном Грозным, были сведены на нет Смутным временем. В 17 веке чиновничий произвол приобрёл такие масштабы, что правительство столкнулось с несколькими бунтами. Например, боярин Борис Морозов, руководивший Боярской думой и несколькими приказами, не только воровал из казны, но брал взятки у других чиновников, закрывая глаза на их злоупотребления
 Морозов имел 30 000 четвертей земли (около 15 тысяч гектаров), 9 000 дворов, 55 000 душ, 245 деревень, 85 сёл, а кроме того, заводы, мельницы, амбары, кабаки. Самой крупной его афёрой стало введение высокого налога на соль, что вызвало Соляной бунт. Гнев народа был настолько силён, что царю Алексею Михайловичу пришлось выдать на расправу нескольких крупных чиновников, а самого Морозова отстранить от дел.
 В правление Алексея Михайловича уголовное законодательство всё же приобрело карательный характер, что отразилось в Уложении 1649 г. Но громких судебных процессов по обвинению в коррупции всё же не было. Не считать же таковым битьё кнутом князя Алексея Кропоткина и дьяка Ивана Семёнова в 1654 г. за то, что они взяли с купцов 3 рубля денег и бочку вина.
Именно в 17 веке коррупция в России приняла системный характер. Сформировалась своего рода коррупционная вертикаль, в которую были встроены чиновники всех уровней. Выработался даже некий ритуал подношений и понимание, за что и сколько приличествует брать на каждом из уровней. Известен случай, когда костромской воевода Головнин выговаривал подчинённому, что тот покусился на взятку, не соответствующую его чину.

Привычка- вторая натура
Петр !, едва получив власть, озаботился борьбой с коррупцией, масштаб которой его неприятно поразил. Мздоимцев били батогами, клеймили, ссылали. Однако их жажда наживы была неискоренима. По свидетельствам современников, Пётр даже грозился издать указ: любой, кто украде  у государства деньги, на которые можно купить верёвку, будет на ней же повешен. Однако царь понимал, что воруют все поголовно, включая обер-прокурора Павла Ягужинского. Поэтому Петр ! пошел менее радикальным путём. По совету Генриха фон Фика царь решил устранить, как ему казалось, экономический корень коррупции. В 1714 г. он издал указ, запрещавший чиновникам и судьям "кормиться от дел, находящихся у них в производстве" под страхом смертельной казни. В следующем году царь ввёл принцип полной оплаты жалованья из государственной казны. В довершение всего Пётр объявил уголовно наказуемым деянием не только получение, но и дачу взятки. В результате последние годы его правления прошли в кровавой, но неравной борьбе со взяточниками. Одним из самых громких процессов стал суд над сибирским губернатором Матвеем Гагариным. Следственная комиссия установила, что он занижал доходы губернии, присваивал себе крупные суммы, брал взятки за винный откуп и за набор рекрутов, переписывал на себя казённых крестьян, вымогал деньги у купцов, похитил более 150 кг золота, раскопанного в скифских курганах, Имущество Гагарина было конфисковано, а сам он повешен в Петербурге под окнами Юстиц-коллегии. Но ситуация исправлялась очень медленно, если вообще исправлялась. Почему ? Во-первых, казённое жалованье всё ещё оставалось скорее декларацией, чем практикой. Выплаты часто задерживали, делали их "порченой монетой" ( на чём тоже наживались чиновники, но рангом повыше). Во-вторых,, привычка к "левым" доходам, сформированная  у поколений госслужащих, от одних указов не исчезла.

 
Золотой век коррупции

 В общем, 18 столетие стало для российских коррупционеров "великолепным веком". Разумеется, в первую очередь можно вспомнить любимчика Петра ! -- Александра Меньшикова. Царь никогда не питал иллюзий на его счет. Ещё в 1699 г., после смерти своего сподвижника Франца Лефорта, Пётр сказал о Меньшикове:
" осталась у меня одна рука. Вороватая, да верная".
Светлейший князь брал взятки, принимал подношения за военные подряды, вымогал деньги у иностранных купцов, присваивал казенное имущество. Одних государственных крестьян Меньшиков приписал к своим поместьям более 45 тысяч. С середины 1710-х годов он практически без перерыва находился под следствием о злоупотреблениях. Вину Меньшикова доказывали, но он всякий раз отделывался штрафами (другим такие преступления стоили головы) В 1724 г. терпение царя иссякло, и фаворит оказался на грани опалы, но Пётр умер. Меньшиков продолжал воровать, пока не пал жертвой дворцовой интриги.
 Со смертью Петра! коррупционеры вздохнули свободнее. В эпоху дворцовых переворотов властям стало не до чиновникам. Жалованье им выплачивать практически перестали, полуофициально вернув практику, когда госслужащий должен жить за счет подношений и поборов с участников тяжб. На взятках и откатах составлялись огромные состояния -- достаточно упомянуть Петра Шувалова, фактического главу правительства в конце царствования Елизаветы Петровны.
 Екатерина !! попыталась вернуться к практике Петра Великого, упорядочив вопрос с выплатой жалованья. В 1763 г. средний годовой оклад служащего составлял 30 рублей в уездных, 60 руб. в губернских и 100-150 руб. в центральных и высших (при этом пуд соли стоил 10-15 копеек) Казалось бы, императрица была вправе требовать от чиновников честности. Но АЛЧНОСТЬ оказалась сильнее.
Правления Павла! и Александра ! были настолько наполнены внешнеполитическими событиями, что чиновники вновь оказались предоставлены сами себе. А при Николае ! коррупция в России стала элементом государственного управления. Власть стремилась регулировать буквально всё в "ручном режиме". Соответственно, возрастала роль государства во всех сферах жизни, чиновники становились всемогущими.А значит, и возможностей для злоупотреблений у них было более чем достаточно.

Отставка или суд
Дошло до того, что в 1850 г. во всей стране удалось отыскать всего двух губернаторов, которые -предположительно- не воровали. Первым был сказочно богатый киевский губернатор Иван Фундуклей. Вторым - ковенский губернатор Афанасий Радищев, сын автора "Путешествие из Петербурга в Москву". Но губернаторы уже не были лидерами в плане коррупции. Их обошли мздоимцы, подвизавшиеся на ниве строительства дорог (в том числе железнодорожных) и обеспечении армии. Например, Петр Клейнмихель сколотил капитал, выплачивая "серые" зарплаты в военных поселениях. А потом он взялся за железные дороги: распределял подряды между родственниками или за крупные взятки. Его шурин Сергей Кокошкин брал за контракты до 60% отката, а дороги в Малороссии строил по 35 000 рублей за версту, что на порядок превышало реальные расценки. Вместе с ростом темпов строительства росли аппетиты. Транс-Сибирская железнодорожная магистраль, к примеру, обошлась в 5 раз дороже запланированного, а за 24 года работ только до суда дошло более 1100 дел о злоупотреблениях.  В деле военного снабжения откаты были скромнее -- не более 1-2%. Зато дела в отношении крупных чиновников хоть иногда, да доходили до суда. Здесь можно вспомнить процессы по делу военного министра Владимира Сухомлинова или генерал-снабженца Николая Ухача-Огоровича.. Но чаще всего коррупционеры отделывались отставкой. Мягкость судебной системы в отношении взяточников -- одна из причин того, что с коррупцией в дореволюционной России справиться не удалось. Хотя попытки предпринимались. Например, Александр!! повелел чиновникам раз в год публиковать сведения о своих доходах и безжалостно изгнал со службы самых наглых казнокрадов предыдущего царствования. Но сути дела это не поменяло. Хотя в России были сферы, свободные от коррупции. В первую очередь -- образование. Такого понятия, как поступить за взятку в вуз, просто не существовало. Профессора получали генеральские оклады и имели высокие чины, так что рисковать репутацией им смысла не было. Но самое удивительное, что свободной от коррупции была судебная система, перестроенная в 1864 г. и предусматривающая институт присяжных. Подкуп присяжных был редчайшим явлением. В присяжных побывало более 200 000 человек -- и только 29 из них попались на взятках. Именно независимые и профессиональные суды -- а в пореформенной России они были именно такими -- могли бы стать настоящим локомотивом в борьбе с коррупцией. Но революция вместе с империей уничтожила и суд присяжных.
Автор Борис Шаров
Продолжение следует....
Категория: adelaida | Просмотров: 136 | Добавил: adelaida | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
avatar
последние новости
Copyright MyCorp © 2024