ПРИЗМА

сингулярность
Ваши материалы:
Гость
Выход
Приветствую Вас уважаемые Друзья (пользователи сайта) и гости (посетители), на этой страничке Вам будут предложены разлияные новости. Надеюсь они будут Вам интересны, а также на то, что и ВЫ что-либо опубликуете ... бросок на Крым - 28 Ноября 2024 - Блог - NEO *** сингулярность - singularity это точка, в которой всё, что в ней находится, стремится к бесконечности сингулярность


select your language and click on flag
ruРусский enEnglish deDeutsch
frFrançais esEspañol itItaliano
nlNederlands svsvenska fisuomi
zh中文(简体) arالعربية">‏العربية ja日本語


  • adelaida
    тема: иные
  • Alex
    тема: с 8 марта

геолокация посетителей
Statistik
Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
пользователей за сегодня
материалы сайта
комментариев: 177
в блогах: 1933
в новостях: 528
в статьях: 119
записей в гостевой книге: 1
архив материалов

20:25
бросок на Крым
Создание 260 лет назад Новороссийской губернии не привлекло особого внимания, представляясь очередным шажком империи по огромным пространством Левобережья Днепра. Но вскоре последовал мощный бросок на юг с закреплением на берегах Чёрного моря.

Бросок на Крым
Выход на Балтику, который Россия обрела при Петре I, поначалу не имел прорывного эффекта в экономике. Торговля льном, пенькой или даже чугуном (по выплавке которого страна в середине XVIII века вышла на первое место в мире) была не особенно масштабной, а энергоносители тогда никого не интересовали. Оставалось зерно, которого при суровом климате и не слишком плодородных почвах Нечерноземья не хватало и самой России.

 










Империя против Дикого поля


К югу от "сердца" России и до самого Азовского моря лежали пустующие земли Дикого поля.
Правда, их освоение требовало серьёзных вложений в ирригацию и пресечение набегов крымских татар, считавшихся вассалами турецкого султана. Наступление России на Дикое поле шло постепенно. Для отражения набегов создавались засечные черты.
В XVII веке появился "буфер" в виде Слободской Украины, заселявшейся бежавшими от польской власти украинскими казаками, а также эмигрантами из подчинённых турками балканских регионов - сербами, греками, черногорцами, болгарами, валахами.
Одна из таких групп, приведённая бывшим полковником австрийской службы Иванов Хорватом, образовала в 1752 году так называемую Новую Сербию, с центром в крепости Святой Елизаветы (будущем Елизаветграде).
В следующем году другая группа Ивана Шевича и Райко Депрерадовича начала заселять так называемую Славяносербию, с центром в Бахмуте. Мужчины несли пограничную службу как казаки, либо сводились в гусарские полки. Однако какого-то взрывного эффекта в плане освоения земель не происходило, да ещё у пришлых часто случались конфликты с соседями - малороссийскими казаками.
И в 1764 году недавно взошедшая на престол Екатерина II
решила, так сказать, перетасовать административные карты.

Поляки мутят воду
Малороссия лишилась своего особого статуса и стала Генерал-губернаторством, унифицировать которое под общеимперский стандарт поручили прославившемуся в недавней войне с пруссаками Петру Румянцеву.
Что касается двух "Сербий", то к ним добавили несколько кусочков Дикого поля и всё это назвали Новороссийской губернией. Правда, губернаторы ей не полагались - только "главные командиры".
Императрицу тогда больше волновала интеграция Малороссии, где крестьяне становились либо помещичьими, либо государственными крепостными, а местная казачья знать приравнивалась к дворянству. И здесь Екатерина пыталась решить другую, стратегическую проблему.
Ещё её покойный супруг Пётр III в 1962 году издал знаменитый Манифест о вольности дворянства, по которому представители "благородного сословия" освобождались от обязанностей военной службы, но сохраняли землю и крепостных, которые, вообще-то, именно за службу их предкам и давались. В то же время число дворян постоянно увеличивалось за счёт выслужившихся представителей простонародья, и таковых требовалось чем-то награждать. Отсюда возникла острая необходимость в пополнении государственного земельного и крестьянского фонда.
Конечно, имелись обширные земли на востоке, но Урал, и тем паче Сибирь были далеко, их требовалось освоить и заселить предоставляя даже принудительным переселенцам льготы, нивелирующие весь эффект от крепостной эксплуатации. Да и дворяне, получившие поместья далеко на востоке, считай, становились пропавшими для царской службы.
Удачная возможность пополнить земельный и крепостной фонд возникла благодаря смуте в Речи Посполитой. Когда бывший любовник Екатерины II, король Станислав Понятовский попытался уравнять в правах православных и лютеран с католиками, католическая шляхта образовала Барскую конфедерацию (1768).
Для подавления мятежа были введены русские войска и началась полупартизанская война, в которой впервые прогремело имя Суворова.
Украинцы, жившие на польском Правобережье, тоже подняли мятеж и начали вырезать шляхту. На помощь им прибыли казаки с Левобережья, считавшимися русскими подданными. Один из таких отрядов, гонясь за конфедератами, вторгся на турецкую территорию в город Балта (нынешняя Одесская область). Сопротивлявшийся турецкий гарнизон разбили и, перескочив Днестр, разорили ещё и городок Дубоссары (современное Приднестровье).

Русские войска, в свою очередь, переключились с конфедератов на казаков и быстро их разгромили. Одного из предводителей казаков, запорожца Максима Железняка, арестовали и отправили в сибирскую ссылку. Другой - Иван Гонта - как польский подданный и виновник Уманской резни, был выдан полякам и подвергся жестокой казни.       
Схваченных участников нападения на Балту тоже отправили на каторгу, а перед этим выпороли на границе в присутствии турецких представителей.
Казалось бы, инцидент можно считать исчерпанным. Однако султан Мустафа III "закусил удила". Претензию, что казаков не казнили, попытались отбить ссылкой на русские законы, смертную казнь за подобное преступление исключавшую. На заявление о вмешательстве в дела Польши оставалось только подать плечами. Особенно же диковинно звучало обвинение, что русские якобы строили крепости вблизи турецких границ. По итогам завершенной в 1739 году войны с Турцией Россия получила всего лишь устье Дона с узеньким выходом в Азовское море и крепостью Азов. Да и то крепость обязались срыть, что добросовестно и исполнили.
Но султан войну России всё-таки объявил, а его задиристость объяснялась происками польских конфедератов и французов, которые рассчитывали под шумок отжать у османов Египет.
Россия же, возившаяся с польскими конфедератами, воевать ещё и с турками совсем не хотела. Но именно Россия больше всего от войны и выиграла.
Нежеланная, но полезная

Правда, началось всё довольно мрачно. Крымский хан Керим-Гирей с 70-тысячной ордой разорил Новую Сербию, захватил в рабство не менее 20 тысяч пленников. Только султану в подарок отправили 600 невольниц: 300 высокого роста и 300 - среднего. Однако этот набег был последним. В следующем 1770 году Румянцев одержал победы в Ларге и Кагуле, а посланный с Балтики в Средиземное море русский флот уничтожил турецкую эскадру в Чесменском сражении.
В 1771 году генерал Василий Долгоруков взял под контроль весь Крым.

В 1774 году новый султан Абдул-Хамид I признал поражение. По условиям Кючук-Кайнарджийского мира Россия получила право на строительство Черноморского военного флота и участки побережья  с крепостями Керчь, Ени-Кале, Кинбурн. Крымское ханство и кубанские татары получали независимость от Турции.

Уже после завершения войны генерал Пётр Текели разгромил Запорожскую Сечь. Поскольку угроза татарских набегов исчезла, нужды в этой вольнице уже не было.
На крымский престол взошел Шагин-Гирей, уравнявший в правах мусульман и христиан. Однако экономическая почва из-под его ног тут же была выбита организованными русскими властями переселением христианского населения, подкреплявшегося экономическими преференциями. Таких переселенцев набралось более 30 000 человек, главным образом греков и армян.
Дикое поле становилось совсем не Диким, а вот крымское хозяйство, напротив, приходило в упадок, поскольку привычный набеговый образ жизни оказался для татар перекрыт, а навыков к земледелию и ремёслам они ещё не набрали.

Обидевшись на русских покровителей, Шагин-Гирей рассорился и с местной знатью.
В ноябре 1777 года мятежники захватили Бахчисарай (изнасиловав обитательниц гарема), но спустя 4 месяца были разбиты Суворовым. Потом произошел ещё один мятеж, также подавленный русскими войсками.
Но, оказавшись в политическом одиночестве, Шагин-Гирей сам в феврале 1783 года отрёкся от престола,
а 8 апреля был издан манифест о присоединении Крыма к России. 

Турки это стерпели, поскольку не могли рассчитывать на помощь других европейских держав. Австрия находилась с Россией в союзе, а французы и англичане не хотели ссориться с Екатериной II, поскольку воевали друг с другом.
Вся крымская комбинация курировалась Григорием Потёмкиным, который ещё под занавес Русско-турецкой войны стал фаворитом императрицы, а в 1775 году был назначен новороссийским генерал-губернатором.
Новороссия - кормилица Европы
Присоединение Крыма позволило переформатировать Новороссийскую губернию в Екатеринославское наместничество, фактически включавшее все земли бывшего Дикого поля. Но звание Новороссия в обиходе осталось.
Фактически же полномочия Потёмкина распространялись также на Крым и подконтрольные территории Кавказа. В Крыму он занимался вопросами интеграции и созданием инфраструктуры для флота.
На Кавказе выстраивал оборону против горских набегов и подтягивал в орбиту империи Грузию.
В Новороссии же главной его заботой была экономика региона. Своего рода промышленный кластер начал формироваться вокруг Херсона, где на верфях строились корабли Черноморского флота. Остальная территория должна стать житницей империи.

За 10 лет помещикам и под казённые поселения выделили 4.5 миллиона десятин земли, на которых расселились около 100 000 человек. Вкупе с землями Правобережья Украины и Белоруссии, полученными после разделения Речи Посполитой, империя действительно получила земельный и крестьянский фонд, который ещё представляло осваивать и осваивать. Из этого фонда Екатерина одаривала фаворитов (раздав около 800 000 душ) и верных слуг (таких как Румянцев и Суворов). Но если польские земли уже не требовалось заселять, то в случае с Новороссией народу не хватало. Кого-то переселяли из Малороссии, кого-то из бывших польских земель. Доходило до укрывательства беглых крестьян. Свидетельством тому - указание местным властям "без всякой огласки приписывать бродяг к городским и сельским общинам смотря по их состоянию".
Результаты впечатляли. Весной - летом 1787 года Екатерина совершила знаменитое путешествие по югу России, удостоив Потёмкина титула князя Таврического.
Утверждают, что для демонстрации благоденствия жителей якобы использовались декорации - так называемые "потёмкинские деревни". Однако участвовавшие в вояже иностранные дипломаты о чём-либо подобном не писали, а сообщали другое - о том, сколь стремительно развивается экономика ранее безлюдного края и о набиравшем мощь Черноморском флоте. Резюме от этих донесений было таково - либо турки попытаются вернуть Крым и, желательно, Новороссию сейчас, либо распрощаются с ними навеки.
Соответствующий вывод был доведён до султана англичанами и французами, вкупе с обещанием военной и финансовой помощи. В результате грянула новая Русско-турецкая война, запомнившаяся яркими победами Суворова и Ушакова. Потёмкин до окончания войны немного не дожил.
По условиям подписанного в январе 1792 года Ясского мира Россия получила земли между Южным Бугом и Днестром, упрочила позиции на Балканах и Кавказе.
Екатерина II не только закрепила Россию на Чёрном море, но и стала думать о том, как через Балканы пробиться к морю Средиземному. Правда, эта мечта так и не стала явью. 6 Ноября 1796 года императрица скончалась.

Знаменитый историк Василий Ключевский, пытаясь сжато подвести итоги её царствования, среди прочего резюмировал:
"Армия со 162 тысячами человек усилена до 312 тысяч, флот, в 1757 году состоявший из 21 линейного корабля и 6 фрегатов, в 1790 году считал в своём составе 67 линейных кораблей и 40 фрегатов и 300 гребных судов, сумма государственных доходов с 16 миллионов рублей поднялась до 69 миллионов, то есть, увеличилась более чем вчетверо... Население империи выросло с 23.2 до 37.4 миллиона подданных".
Благодаря развитию портовой инфраструктуры в первой половине XIX века Россия смогла в разы нарастить зерновой экспорт в Европу, благо везти его до портов было недалеко - оно выращивалось тут же, под боком.
Освоение новых территорий снизило социальное напряжение внутри общества: дворяне получали новые земли, а представители других классов общества - возможность  трудиться не только на государство или хозяина, но и на собственное благо. Кто-то из беглых крепостных даже сумел легализоваться.
После наполеоновских войн Россия стала главной кормилицей Европы, а выручка от продажи зерна достигала 90 % экспортных доходов.
Правда, сами структурные проблемы, связанные с крепостничеством, никуда не делись. С другой стороны, Новороссия гарантировала продовольственную безопасность империи, позволила ей зафиксироваться на мировых рынках, обеспечив запас прочности, давший возможность пережить более серьёзные потрясения ХХ века.
Дмитрий МИТЮРИН
журнал "Загадки истории"  №  46  \  2024
Категория: adelaida | Просмотров: 24 | Добавил: adelaida | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar
последние новости
Copyright MyCorp © 2025