NEO

Ваши материалы:
Гость
Приветствую Вас уважаемые пользователи сайта и гости, здесь Вам будут предложены материалы различной направленности. Надеюсь они будут Вам интересны, а также на то, что и ВЫ что-либо опубликуете... курортная столица. - 23 Октября 2022 - Блог - NEO

ruРусский enEnglish deDeutsch
frFrançais esEspañol itItaliano
nlNederlands svsvenska fisuomi
zh中文(简体) arالعربية">‏العربية ja日本語


  • adelaida
    тема: иные
  • Alex
    тема: с 8 марта
  • SVETLANA
    тема: иные
  • Alex
    тема: так шо??

Statistik
Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
пользователей за сегодня
материалы сайта
комментариев: 167
в блогах: 1718
в новостях: 489
в статьях: 107
записей в гостевой книге: 7
архив материалов

22:29
курортная столица.
 
















В настоящее время ПЯТИГОРСК является центром Северо-Кавказского федерального округа.
Что ж, в Российской империи в период курортного сезона управление Кавказом и Закавказьем тоже осуществлялось из Пятигорска.


ПЯТЬ ВЕРШИН.
 Название города  -  Пятигорск  -   сразу же отсылает к пяти горам. На самом деле под ними подразумевается одна гора с пятью вершинами. Именно такая конфигурация отражена в её древнетюркском и сохранившемся в её названии до нашего времени  -- БЕШТАУ ("пять вершин").
Прилегающая к горе местность с древности именовалась в русских источниках Пятигорьем, а населяли её некие пятигорские черкасы - народ православный, к России настроенный дружественно, но всё же, видимо, не славяне. Предположений, кто же такие пятигорские черкасы, очень много, поэтому возьмём две крайние версии. 
1. Это предки казаков, сформировавшиеся в отдельный этнос от смешения горских народов и селившихся в здешних местах славян. В 16 веке они основали ещё два казачьих войска -- Запорожское и Донское.
2.Это адыги, разделившиеся позже на адыгейцев и кабардинцев и находившихся в тесном союзе с Московским царством. При этом неясно, насколько обширным было средневековое Пятигорье: шла ли речь только о ближайших окрестностях горы Бештау либо вообще о землях вдоль всех четырёх левых притоков Терека  -- Малки, Баксана, Чегема, Черека.
Европейские авторы, поминая пятигорских черкас, обычно говорят о всей территории расселения адыгейских племён - от Черного моря до Каспийского. 
В трудах о Кавказе древнегреческих авторов Птолемея и Агатомара содержатся описания мест, смахивающих на окрестности Бештау, с указанием на имеющиеся здесь чудные пастбища, славящиеся прекрасными породами лошадей.

СОЮЗНИКИ МОСКВЫ.
Из русских летописей следует, что на рубеже 13-14 веков пятигорские черкасы контролировались татаро-монгольским наместником (баскаком), сидевшем в Курске. Где-то у подножья Черкасских гор, в кочевой ставке хана Узбека, убили князя-мученика Михаила Ярославича Тверского.. Через 16 лет после этих трагических событий арабский купец и путешественник Ибн Баттута тоже побывал в кочевой ставке Узбека в Пятигорье. Хан принял его с небывалым почётом. Арабский гость отмечал факт существования источников горячей воды. Целебный эффект этой воды, судя по всему, был известен Тамерлану. В 1395 г., нанеся решающее поражение своему врагу -- золотоордынскому хану Тохтамышу, он устроил себе в окрестностях Бештау нечто вроде отпуска.

Пятигорские черкасы не без успеха пытались отстаивать свою независимость и одновременно крепили отношения с набиравшей силу Москвой.. Сигизмунд Герберштейн, дважды посетивший Московское государство как дипломат императора Священной Римской империи, писал в своей книге:
" Где Кавказский хребет упирается в южный рукав Кубани, в горах жили черкасы пятигорские, или чики.. Этот народ, надеясь на защиту своих гор, не оказывал послушания ни туркам, ни татарам. Русские утверждают, что это христиане, что они живут независимо по своим законам, а церковную службу выполняют по греческому обряду на славянском языке, которым главным образом и пользуются". 
Возможно, речь здесь идёт о подданных кабардинского князя Темрюка, чья дочь Мария в 1561 г. стала второй супругой Ивана Грозного. Однако потом Москве стала не до Кавказа, а православие среди кабардинцев начало сдавать позиции перед мусульманством. Однако союзные связи с Москвой, а потом с Петербургом сохранялись, тем более что, отстаивая независимость, пятигорским черкасам приходилось противостоять главным образом туркам и крымским татарам, которые и для русских являлись заклятыми врагами. Не удивительно, что планомерное продвижение на Кавказ при Екатерине II русские начали именно с хорошо им знакомого Пятигорья.

ГОРЯЧИЕ КЛЮЧИ.
 В 1769 г. трёхтысячный отряд Иоганна фон Медема начал свои операции, расположившись именно у горы Бештау. А четырьмя годами позже, незадолго до заключения Кючук-Кайнарджийского мира ( по которому турки отказались от Кабарды, включая Пятигорье), в здешних местах побывал командированный Академией наук учёный Иоганн Антон Гюльденштедт, отметивший существование серных источников. Лечение минеральными водами было издавно популярно в Европе, а с подачи Петра I, решившего организовать курорты в Карелии и под Липецком, стало приживаться и в России. Но на Кавказе следовало ещё закрепиться.И в 1780 г. началось строительство крепости, названной Константиногорской - в честь второго внука Екатерины Великой.
В 1793 г., после окончания второй войны с Турцией, очередной командированный Академией наук исследователь - Петр Симон Паллас - подготовил подробное описание Пятигорья с особым акцентом на целебных источниках. Большое внимание он уделил одной здешней горе - Машук, а также озеру-колодцу, именуемому Провалом.
В 1803 г. Александр I объявил район Пятигорья курортом, благо ситуация в здешних местах была спокойной, хотя набеги горцев на Кавказскую считались делом обычным. К тому же началось возведение крепости " в месте, где кислые воды" , давшей начало ещё одному курорту - Кисловодску.
 Приехавший из Петербурга доктор Фёдор Гааз в 1809 г. обнаружил на склоне горы Железной два минеральных источника. К ним потянулись пациенты, лечившиеся по созданной доктором методике и обустраивавшиеся в окрестностях. Так было положено начало ещё одному курорту - Железноводску. Пятигорск, Кисловодск, Железноводск образовали единый "кластер" - Минеральные Воды.
 Курортная инфраструктура начала складываться в 1812 г.. Сначала стряпчий из Георгиевска Чернявский построил дом, который сдавал приезжающим на лечение. Затем аналогичным бизнесом занялись прибывшие сюда же пленные поляки из Великой армии Наполеона. Назначенный в 1816 г. кавказским наместником Алексей Ермолов подошел к делу системно, пригласив итальянских архитекторов - братьев Джузеппе и Джованни Бернардацци, которые набросали как общий проект курорта, так и проекты наиболее важных зданий, включая главный центр светской жизни - гостиницу "Ресторация". Генерал Карл фон Сталь подобрал место для пятигорского кладбища, высказав пожелание: "Желательно, чтобы первым здесь было похоронено какое-нибудь значительное лицо". Через несколько дней он скончался от кровоизлияния в мозг и действительно здесь похоронен.
 В 1824 г. Ермолов назначил первого постоянного главного врача Минеральных Вод. Им стал доктор Фёдор Конради ( в честь его назван один из серных источников).
 Следующий кавказский наместник - Иван Паскевич - в мае 1830 г. исхлопотал сенатский указ, представлявший курортному посёлку Горячие Воды статус уездного города, именуемого Пятигорском. План застройки модернизировали, а тем, кто пожелает переехать в Пятигорск на постоянное жительство, предоставлялись разного рода льготы.

МАШУК СТАНОВИТСЯ ПАРНАСОМ. 
Нравы и повседневная жизнь пятигорского общества описаны Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в "Герое нашего времени". Сам автор погиб 15 июля 1841 г. у подножия горы Машук на дуэли с отставным майором Николаем Мартыновым. Так Пятигорск вошел в историю русской литературы. Правда, ещё до Лермонтова здесь бывали Пушкин, Грибоедов, Бестужев-Марлинский, а позже - Белинский, Чехов , Горький.
Для Льва Толстого грохотавшая рядом, но как бы в другом мире Кавказская война служила источником вдохновения - в Пятигорске он написал "письма с Кавказа", рассказ "Набег" и завершил повесть "Дневник кавказского офицера"
 На Минеральных водах регулярно отдыхали кавказские наместники. Они содержали нечто вроде собственного двора и обладали властью, сравнимой с властью самодержавных монархов.
 В 1847 г. была образована новая губерния - Ставропольская. Она состояла из трёх уездов - Ставропольского, Кизлярского и Пятигорского, причём в Пятигорске организовали Управление Кавказских Минеральных Вод. Между тремя городами - Пятигорском, Кисловодском и Железноводском - наладили омнибусное сообщение.. Позже появилась телеграфная связь. На склоне горы Машук открыли Перкальский арборетум -- ботанический сад для древесных растений и кустарников.
  В 1894 г. к городу провели железную дорогу, в 1903 г. трамвайные линии связали Провал, Сабанеевские ванны, Цветник и вокзал. Еще в 1863 г. выдающийся ученый и врач Семён Смирнов основал Русское бальнеологическое общество ( в советское время преобразовано в Государственный бальнеологический институт). Оно стало важнейшим центром изучения курортных методов лечения. 

КРАСНО-БЕЛЫЕ УЖАСЫ.
Отдыхать и лечиться на Минеральных водах, конечно, было не дёшево. Тем не менее такой отдых в начале ХХ века оказывался доступен не только представителям элиты, но и людям из среднего класса.
Когда большевики, захватив власть, своими специфическими методами хозяйствования довели Петроград и Москву до полуголодного состояния, в Пятигорск потянулись массы людей, имевших хить какие-нибудь сбережения. В числе таких беженцев-курортников оказались и два известных генерала - Николай Рузский и Радко Радко-Дмитриев. Рузский в качестве командующего Северным фронтом сыграл заметную роль в событиях, приведших к отречению Николая II. Болгарин Радко-Дмитриев прославился в Балканских войнах 1912 - 1913 гг, занимал должность военного атташе в Петрограде, а после начала Первой мировой войны перешел на русскую службу.
В апреле 1918 г. двух генералов пригласили на встречу к красному главкому Александру Автономову.Победитель  генерала Корнилова предлагал создать "красно-белую" армию, объединив сражавшиеся друг с другом русских против немцев. Пост главнокомандующего этой армией Автономов соглашался уступить Рузскому или Радко-Дмитриеву. Генералы отказались. Хотя, если верить присутствовавшему на встрече белогвардейцу Андрею Шкуро, "Радко-Дмитриев сказал, что если здоровье его поправится и офицеры, поступающие в армию, будут пользоваться всеми присущими этому званию прерогативами, то он, может быть, ещё пересмотрит впоследствии своё решение". Но такой возможности ему не предоставилось.
 Вскоре Автономов был отстранён по обвинению в подготовке мятежа против советской власти. Войска красных Нна Кавказе возглавил Иван Сорокин, находившийся в жестком противостоянии с руководством Северо-Кавказской Советской республики. На этом фоне начальник местного ЧК Георгий Атарбеков начал набирать заложников из числа "буржуев", грозя перебить их в случае " контрреволюционных выступлений"
Организатором такого выступления оказался Сорокин, который служить белым вовсе не собирался, но 21 октября из-за дошедшего до предела конфликта приказал расстрелять в Пятигорске четверых большевистских руководителей. Организованный 27 октября II Чрезвычайный съезд Советов Северного Кавказа снял Сорокина с должности, и 1 ноября он был расстрелян в Ставрополе.
В этот же день в Пятигорске устроили расправу над заложниками. Жертв даже не расстреливали, а рубили и резали шашками и кинжалами. Рузский ( которого убивал лично Атарбеков) перед смертью кричал : "За меня отомстят! Запомните: моя фамилия Ру-с-с-кий!" Болгарин Радко-Дмитриев принял смерть молча.
Белые пришли в Минеральные Вода в январе 1919 г. , причём решающую роль сыграли отряды атамана Шкуро - того самого, который принимал участие в переговорах о создании "красно-белой" армии.

В ПОГОНЕ ЗА СТУЛЬЯМИ.

Впоследствии Пятигорск трижды переходил из рук в руки, что, конечно,курортную жизнь совершенно уничтожило. Однако после Гражданской войны советское правительство довольно энергично взялось за восстановление курортов, поощряя создание частных клиник. Эффект оказался вполне предсказуемым
К середине 1920-х годов курортная жизнь снов а бурлила, но цены, что называется, "кусались", будучи по карманам либо "нэпманам", либо тем, чья путёвка частично оплачивалась предприятием.
"Буржуазное" лицо Пятигорска описано в романе Ильи Ильфа и Евгения Петрова "Двенадцать стульев" Напомним, что Остап Бендер и Киса Воробьянинов устремляются в Пятигорск за отправившимся на гастроли театром Колумба, в реквизите которого затерялись три стула. Монтёр Мечников обещает концессионерам продать стулья за 20 рублей, и они отправляются добывать деньги. Воробьянинов просит милостыню по-французски, как бывший член Государственной думы. Бендер организует продажу билетов за посещение Провала.  Сегодня возле Провала "великому комбинатору" установлен памятник. Киса же удостоился в Пятигорске сразу двух монументов, видимо, в качестве компенсации за перенесённые унижения..Получив два стула, концессионеры вспарывают их, забравшись почти на самую вершину Машука. За третьим им ещё пришлось проследовать в Ялту.
В 1930-х годах, после ликвидации НЭПа, основную массу отдыхающих стали составлять "профсоюзники". Для лечения использовали новые источники, включая мощный радоновый и Лермонтовский.. На горе Машук построили Геофизическую лабораторию.
С началом ВОВ санатории перепрофилировали в госпитали, но 9 августа 1942 г. город был захвачен частями вермахта. Освободили его 11 января 1943 г. Снова пришлось заниматься восстановлением.
Пятигорск газифицировали, внесли в список 115 исторических городов РСФСР, модернизировали всю инфраструктуру и ввели в строй новые объекты. В 1960 г. открыли планетарий. В 1961 г. заполнили искусственное озеро, являющееся на сегодня самым большим на Минеральных водах официально разрешенных местом для купания. В 1973 г. создали Государственный музей-заповедник Лермонтова, объединивший связанные с поэтом места в Пятигорске, Кисловодске и Железноводске.
 К началу 1990-х в Пятигорске функционировали 10 санаториев, 4 пансионата и 5 санаториев-профилакториев. Они довольно благополучно перекочевали и в новые - капиталистические - реалии.
 Современный Пятигорск до предела насыщен живописными архитектурными объектами, скульптурными памятниками и другими достопримечательностями как рукотворного, так и природного происхождения. Если сюда прибавить полезные лечебные процедуры, получится идеальное место для отдыха.
Дмитрий Митюрин.

1970 -- 1980 годы.
Косыгинская (туристическая) тропа — одно из красивейших мест в Национальном парке города-курорта Кисловодска. Эта достопримечательность была мало популярна у туристов, пока не убрали большой валун, преграждавший раньше путь. Сейчас туристов на Тропе стало в разы больше, но если хочется побыть в тишине просто уйдите в конце тропы по верхней дорожке. Зайти на тропу можно с трех сторон: снизу от терренкура, идя от санатория Орджоникидзе, от Долины роз и сверху спускаясь по терренкуру от верхней станции канатной дороги. Первый и третий маршрут пойдет по часовой стрелке, второй против часовой-здесь уже по личному восприятию. Тропу, кстати, видно с вагончика канатной дороги и отдыхающие часто удивляются «Там еще и люди ходят?!" Но место стоит того, чтобы пройти по нему. Чтобы не пропустить со стороны терренкура, смотрите внимательно- терренкур начнет уходить влево у красивых скал, а вдоль обрыва правее пойдет широкая тропа-Вам туда. Для лучшего ориентира недавно установлен указатель.
Почему тропа называется Косыгинской? В 1970-х годах в Кисловодск неоднократно приезжал на лечение и отдых видный советский государственный и партийный деятель Алексей Николаевич Косыгин, который в 1964–1980 годах занимал пост Председателя Совета министров СССР. Как правило, Косыгин жил в санатории «Красные камни» или на правительственной даче «Сосновый бор». Косыгин был большим любителем пеших прогулок на природе. Он часто гулял по маршрутам кисловодского терренкура, и как утверждают очевидцы, ходил обычно один, без охраны. Хотя постоянно присматривала скрытая охрана. Во время таких прогулок и размышлений А. Н. Косыгин и облюбовал небольшую уединенную тропу, которая не являлась частью маршрута кисловодского терренкура или широкой туристической тропы, по которым постоянно находилось много курортников.
В местах нависающих скал часто капает вода, то каплями, то тонкими струйками. Звук интересно преломляется о скалы. Уходить оттуда совсем не хочется. Над тропой наверху туристы идут на Красное Солнышко, дальше к Малому Седлу. А тут тишина, ощущение, что ты один во Вселенной. Здесь можно побыть ребенком, залезть под струйки падающей со скалы воды, вымокнуть…и почувствовать себя абсолютно счастливым. А еще в хорошую погоду сюда тянет одно зрелище — отсюда очень красивый вид на Эльбрус.
Когда доходите на Туристической тропе до развилке, уходите по верхней. Так Вы увеличите свой путь на несколько километров, но здесь начнутся красивейшие места, практически нет людей и возникает сам по себе вопрос «Неужели я всё еще в Кисловодске и это парк?» Через 50 метров от развилки не пройдите мимо еще одной интересной достопримечательности «Хранителя гор». Он вырезан в скальной породе в гроте слева от тропы. Восприятие его выражения лица зависит от угла, с которого Вы смотрите и я уверена, что и от Вашего настроения. Заблудиться на тропе невозможно, она сделает круг до Долины роз. Надеюсь, этот уголок кисловодского парка западет Вам в душу и Вы захотите вернуться сюда не раз.

КОСЫГИНСКАЯ ТРОПА, ФРАГМЕНТЫ.      Воспоминания  -- вот по этой тропе я ходила на самый верх в 1980 году.  Отдыхала и лечилась аж 24 дня. Жаль, в ту пору у меня не было фотоаппарата. Лиля Ч.

 


 

Категория: adelaida | Просмотров: 123 | Добавил: adelaida | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
последние новости
Copyright MyCorp © 2024