NEO

Ваши материалы:
Гость
Приветствую Вас уважаемые пользователи сайта и гости, здесь Вам будут предложены материалы различной направленности. Надеюсь они будут Вам интересны, а также на то, что и ВЫ что-либо опубликуете... Лев Васильевич Успенский (ч.1) - 22 Января 2023 - Блог - NEO

ruРусский enEnglish deDeutsch
frFrançais esEspañol itItaliano
nlNederlands svsvenska fisuomi
zh中文(简体) arالعربية">‏العربية ja日本語


  • adelaida
    тема: иные
  • Alex
    тема: с 8 марта
  • SVETLANA
    тема: иные
  • Alex
    тема: так шо??

Statistik
Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
пользователей за сегодня
материалы сайта
комментариев: 167
в блогах: 1718
в новостях: 489
в статьях: 107
записей в гостевой книге: 7
архив материалов

21:03
Лев Васильевич Успенский (ч.1)
Лев Васильевич Успенский
родился двадцать седьмого января (9 февраля) 1900 года в Петербурге в семье инженера-геодезиста.

Отец – Василий Васильевич Успенский – происходил из разночинной семьи: дед будущего писателя был провинциальным банковским бухгалтером.
 Мать, Наталья Алексеевна, происходила из дворянской семьи Костюриных, имение которых было в Псковской губернии. Она без согласия отца уехала в Петербург поступать на Высшие женские курсы и, чтобы стать самостоятельной, вступила в фиктивный брак с Василием Васильевичем Успенским, потом этот брак перешел в обычный законный брак.
Детство Льва Васильевича было вполне благополучным, кроме него, в семье был только один ребенок, брат Всеволод Васильевич, на два с половиною года младше его. Зимой жили в Петербурге, от двух лет и до двенадцати – на Выборгской стороне, летом – Псковская губерния, Великолучина.
Выезды в деревню имели большое значение: мальчик знакомился с жизнью псковских крестьян, с природой Озерного края. Он начинал понимать, что знакомые псковские поля и перелески – это часть огромной страны, его Родины, России.
 Лев в пять лет незаметно для родителей научился читать, в шесть лет начал изучать французский язык, немецким языком занимался дома.
В этом же году ему подарили книгу Д. Дефо «Робинзон Крузо». С жадностью и трепетом прочел он эту книгу.

Впечатление от книги было так велико, так ярко, что до сих пор, более шестидесяти лет спустя, Лев Васильевич помнит все картинки из этой книги и даже многие подписи под ними.
В раннем детстве сильнейшим увлечением была зоология, мир животных. Читал и перечитывал Брема.
Другим большим увлечением раннего детства были паровозы, железная дорога: самое любимое место для прогулок – платформа на Финляндском вокзале.
И няня и мальчик Левушка получали оба большое удовольствие: первая могла сколько угодно беседовать со знакомыми старушками, а ее питомец часами мог наблюдать за маневрами паровозов. Любовь к паровозам Лев Васильевич сохранил до сих пор.

В 1909 году Блерио перелетел через Ла-Манш. Газеты и журналы были заполнены фотоснимками. В Петербург приехал авиатор Губерт Латам. Двести тысяч человек с одиннадцати утра и до восьми вечера терпеливо ждали на Коломяжском скаковом поле в Новой Деревне его полета. Наконец Латам поднялся метров на двадцать пять и, пролетев метров сто, сел. Толпа подняла летчика и его машину и на руках несла к ангарам. И мальчик Лева, визжа от упоения, бежал сзади, держась за вырезной желтый полотняный хвост «Антуанетты».
Увлечение авиацией стало для Успенского главным в его мальчишеской жизни. В апреле 1911 года в школе (восьмиклассное коммерческое училище), где он учился, было вывешено объявление: такого-то числа ученик второго класса (соответствует четвертому классу советской школы) Лева Успенский прочтет лекцию с туманными картинами на тему: «Современная авиация и аэропланы».
И ученик второго класса Лева Успенский, большой не по годам, вихрастый, счастливый, в присутствии многочисленной публики, учителей и директора училища изложил все, что знал об авиации, и нужно сказать, что слушали его все очень внимательно, так как юный лектор был весьма хорошо подготовлен и блеснул эрудицией. Это была первая публичная лекция Льва Васильевича.

В 1911 году из-за болезни брата мать с сыновьями живет в Крыму, осень и половину зимы – в Киеве. Черное море удивило и на всю жизнь осталось в памяти писателя. После возвращения в Петербург Успенский поступил в гимназию Мая, славившуюся своим преподавательским составом. Школе этой, по его собственным словам, он обязан большей частью своего умственного багажа.
1914 год. Мировая война, которая наложила свой отпечаток на психологию.

В 1912 году Лева мучительно искал нужные слова и фразы, чтобы написать «заданное сочинение» на тему «Весеннее утро». Но нужные слова не приходили в голову; время шло, а перед глазами по-прежнему лежал чистый лист бумаги. Мальчик признается матери в своей неудаче.
Мать дает ему прочесть рассказ Куприна «В недрах земли» – самое начало, описание утра в степи. И… произошло нечто чудесное: ученик, беспомощно искавший нужные слова, вдруг понял, что такое художественное слово.

В 1916 году Лев решил, что пора ему печататься, и послал стихи в толстый журнал (стихи писал с шести лет). Вскоре получил ответ. Редактор похвалил стихи за совершенство формы и очень деликатно доказал, что ему еще рано печататься, нужно учиться, наблюдать, расти духовно.
С осени 1916 года Лев начинает давать уроки – репетиторствовать. Это он делает не из-за материальных затруднений (отец крупный инженер, и семья хорошо обеспечена), а по принципиальным соображениям: он считает, что в 16–17 лет человек должен работать, зарабатывать деньги сам.
1917 год. Юноша восторженно встречает Февральскую революцию. Сам Лев Васильевич с присущим ему юмором рассказывает о себе и своих «деяниях» – как он, закинув за плечо подаренный дядей карабин, носится по городу, как он произносит речи, как он едет в Псков мирить две враждовавшие псковские организации. Уже более по-взрослому, более сознательно и осмысленно встретил он Великую Октябрьскую революцию. Отец его – Василий Васильевич – категорически отверг предложение своих коллег саботировать Советскую власть и работал сначала у М. И. Калинина в Петрограде, а потом переехал в Москву, где вместе с М. Д. Бонч-Бруевичем и двумя своими братьями стал одним из инициаторов, а затем и руководителей ГГУ – Главного геодезического управления, где работал до своей смерти в 1931 году.
После революции Лев с матерью и братом жил на родной Псковщине, занимался сельских хозяйством, работал землемером. Зимой 1919 года жил в Петрограде и учился в Лесном институте.

В 1920 году был мобилизован в трудармию - работал на лесозаготовках и проходил начальное военное обучение. Об этом времени писатель так говорит:
«Это окончательно сроднило меня с псковичами, и вряд ли кто-либо из моих сверстников так хорошо знает псковского крестьянина на рубеже революции, как я. Я всюду – на мельнице, в кузнице, на лесоразработках, на свадьбах и деревенских гулянках – был одним из них, говорил на псковском диалекте, жил их интересами. Очень рад, что так получилось».
Лев Васильевич – участник гражданской войны. В 1920 году он в армии (топограф штаба 10-й стрелковой дивизии), был под Варшавой, получил тяжелую контузию.
Осенью 1922 года приехал в Петроград, ему пришлось повторно сдавать вступительный экзамен в Лесной институт, так как он уже очень давно не посещал занятий. 
В тот же день Лев познакомился с девушкой Шурой Ивановой, которая вскоре стала его женой и другом на всю жизнь.
В августе 1923 года умерла мать и вскоре братья Успенские окончательно переселились в Петроград, чтобы серьезно заняться своим образованием.
В 1923–1924 годах Лесной институт был реорганизован; теперь его воспитанники получали «узкие специальности»: инженер-лесотехник, инженер-лесохимик, а не звание ученого-лесовода, как раньше.
Это не удовлетворяло Льва Васильевича и было одной из причин его ухода из института. А главная причина была в том, что его все сильнее и сильнее привлекала филология в широком смысле слова: литературоведение, языковедение и, конечно, работа писателя.

Он поступает в 1925 году в Государственный институт истории искусств, где и учится до 1929 года. Занимается с большим увлечением и заинтересованностью: это тó, что ему нужно.
Занятия в институте были вечерние, и это давало возможность работать. День был заполнен до отказа: занятия в институте, работа и творчество (писал рассказы и роман, который не окончил).
Первым произведением Льва Васильевича, увидевшим свет, была небольшая научная работа о «Русском языке эпохи революции», опубликованная в 1925 году.
В том же 1925 году Лев Васильевич и его друг Л. А. Рубинов задумали написать авантюрный роман.
Роман вышел в свет в харьковском частном издательстве «Космос» в 1928 году. Название романа: «Запах лимона». Автором романа, как гласил титульный лист, был Лев Рубус. Оба автора – тезки, и они решили, что самым подходящим будет, если составить фамилию автора романа из фамилий двух существующих авторов: РУБ (инов) УС (пенский).
Сейчас эта книга стала библиографической редкостью, ее не достать, и Лев Васильевич теперь говорит, что он от души рад этому, но добавляет, что как-никак она была его дебютом в художественной литературе.

В 1929 году Лев Васильевич окончил институт, работал редактором и вскоре поступил в аспирантуру ГИРКа – Государственный институт речевой культуры – и в течение 1930 и 1931 годов был аспирантом. Льву Васильевичу очень повезло: он был учеником, а в дальнейшем товарищем по работе крупнейших советских лингвистов: академиков В. В. Виноградова, Б. А. Ларина, Л. В. Щербы, члена-корреспондента АН СССР С. Г. Бархударова, профессоров Л. П. Якубинского, М. Г. Долобко, А. П. Рифтина. Длительное время преподавал русский язык в комвузе под руководством С. Г. Бархударова.
В 1935–1936 годах работал в интереснейшем Доме занимательной науки, созданном замечательным организатором В. А. Камским, в объединении с Я. И. Перельманом, В. И. Прянишниковым и Л. В. Успенским.
В тридцатых годах Л.В. с увлечением писал работу о языке русских летчиков. 
Первый рассказ из жизни коктебельских планеристов – парителей – был напечатан в детском журнале «Чиж»,потом выпустил эти рассказы отдельной книжкой: «Кот в самолете». Так родился детский писатель.

В конце 1936 года Л. В. был приглашен работать в редакцию журнала «Костер», заведовать научно-познавательным отделом, что он и делал до начала Великой Отечественной войны.
Тогда же Б. А. Ларин предложил Л.В. принять участие в работе над древнерусским словарем. 
Затем совместно с братом Всеволодом были написаны две книги по древнегреческой мифологии: «12 подвигов Геракла» и «Золотое руно». Потом обе эти книги вышли под названием «Мифы Древней Греции».
В 1936 году началось содружество Л.В. с военным историком полковником Георгием Николаевичем Караевым (ныне генерал-майором в отставке).
В 1939 году вышел в свет роман «Пулковский меридиан», в котором дана широкая картина исторических событий 1919 года.
В 1955 году «Детгиз» выпустил роман «Шестидесятая параллель». В этом романе отражены события ВОВ и обороны Ленинграда в период от начала войны до весны 1942 года.

23 июня 1941 года Л.В. был призван в армию и в звании интенданта третьего ранга флота получил направление в Лебяжье, на кронштадтские береговые посты.
Больше года прослужил Л.В. в политотделе Ижорского укрепленного района. Официально он числился за редакцией газеты «Боевой залп», постоянно бывал на передовой, подолгу жил на бронепоезде «Балтиец».
В ноябре 1942 года Л.В. был вызван из Лебяжьего в Ленинград на совещание и прикомандирован к группе В. В. Вишневского при ПУБф (Политическое управление Балтийского флота).
Поселился Л.В. в общей комнате для писателей и особенно сдружился с писателем Николаем Корнеевичем Чуковским. 
В январе 1943 года В. В. Вишневский и Л. В. Успенский были командированы на фронт на правом берегу Невы и были очевидцами прорыва блокады, между 12 и 25 января. За мужество и большую работу военного корреспондента он награжден орденом Красной Звезды.
С сентября 1944 года – писатель в командировке на Дунайской флотилии и два месяца провел на Балканах, в Румынии, Болгарии и других странах, идя за наступающими частями Советской Армии.
В конце ноября 1944 года Л.В. в Москве. Осенью 1945 года он был демобилизован и вернулся в Ленинград к семье.
В 1951 году писатель совершил большое путешествие по нашей стране: ездил в Среднюю Азию; всю Аму-Дарью от Чарджоу до Нукуса прошел на маленьком буксирчике и увидел воочию нрав бешеной реки, увидел своеобразие и красоту Средней Азии.

В 1954 году была впервые издана в «Детгизе» книга «Слово о словах».
Это была первая книга по языкознанию для широких читательских масс. На эту книгу автору и издательству пришло пять тысяч писем.
В 1960-е годы Успенский занимал должность председателя секции научно-художественной и научно-фантастической литературы Ленинградского отделения Союза Писателей СССР, был членом редколлегии научно-художественного альманаха «Хочу всё знать», журнала «Костёр».
В марте 1970 года в связи с 70-летием со дня рождения Л. В. Успенский был награждён орденом Трудового Красного Знамени. В том же году вышла его автобиографическая книга «Записки старого петербуржца». Позднее были опубликованы две его фантастические повести: «Эн-два-о плюс икс дважды» (1971) и «Шальмугровое яблоко» (1972).
В последние годы жизни он работал над книгой рассказов «Записки старого скобаря». Анонсированный роман писателя «Звезда Кси» так и не был закончен».
Когда в здании школы в 1960-е годы был создан музей и стали проводиться вечера встречи с бывшими учениками, Л.В.  активно в них участвовал. 

Л. В. Успенский умер 18 декабря 1978 года в Ленинграде. Он похоронен на Богословском кладбище, его могила находится на Братской дорожке, практически напротив могилы Виктора Цоя.
***
СЛОВО ОБ УСПЕНСКОМ

 Мне было десять лет и у меня болело ухо. (Счастлив тот, кто не знает, что это такое - я места себе не находил от боли.) Но вот моя бабушка принесла из библиотеки книгу. Я открыл её без всякого интереса где-то посередине, прочитал несколько строк и не смог остановиться. Книгу у меня отобрали силой только в полночь, когда по радио били Кремлёвские куранты.
"Лев Успенский. Слово о словах" - успел прочитать я на обложке. Так в мою жизнь вошел этот замечательный человек и удивительный писатель.
Сейчас, много лет спустя, я думаю - какой же должна быть книга, чтобы десятилетний мальчишка так увлёкся рассказом и лингвистических, филологических, исторических проблемах языкознания, что забыл даже про боль в ухе? Каким мастером должен быть писатель, способный так увлечь предметом, казалось бы, совершенно неинтересным ? Сколько должен был он знать сам, если кроме книг о языке им написаны военные романы, научные статьи, детектив, книги по географии, по археологии, по мифологии?.. Если про него всю жизнь говорили: "Лев Васильевич знает всё!" - и это не было преувеличением.
 Я прочитал все его книги. Много раз слышал его выступления. И с каждой прочитанной страницей, с каждой новой встречей крепло моё уважение к этому человеку и не проходило удивление перед его талантом.
Лев Васильевич прожил громадную, наполненную творчеством и трудами жизнь.
Отчего же она была такой ? Судьба ли это, природная одарённость или нечто иное, чему может научиться каждый читающий и понимающий книги Успенского?
Эта жизнь счастливая оттого, что он всегда все делал искренне и в полную силу! Оттого, что это была жизнь порядочного, доброго человека и настоящего русского интеллигента.
Он легко находил друзей, среди которых были псковские крестьяне, лесорубы, балтийские моряки, авиаторы, поэты, писатели, учёные, артисты... И он был всеми любим!
С ним всегда было легко говорить на любые темы, он был удивительно интересным человеком. Никто не припомнит случая, чтобы, давши слово, Лев Васильевич его не сдержал, чтобы он кого-нибудь подвёл или неосторожно обидел. Он всем помогал, постоянно и бескорыстно. При удивительной, подкупающей простоте и весёлости в нём чувствовалось большое внутреннее достоинство.
 Лев Васильевич всегда был молодым. Он сохранил удивительно острое чувство юмора, младенческую чистую ясность души и свежий ум, потому что всю жизнь трудился. Он потому так ясно и чётко мыслил, он потому мог писать книги до последних лет жизни, что мозг его не знал, что такое отдых, это был его рабочий инструмент, который не изнашивался с годами, а оттачивался и становился всё совершеннее.

- А как же! - говорил Лев Васильевич. - Нужно, милые мои, думать! Орган, который перестаёт упражняться, отмирает. Голова, конечно, не отсохнет, но поглупеет человек, поглупеет - вот беда !

 Таким был этот простой и редкостный человек, таким был этот учёный, военный, землемер, лётчик, ботаник, археолог, геолог, географ, переводчик, лингвист, писатель...
 Борис Алмазов
Категория: adelaida | Просмотров: 66 | Добавил: adelaida | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
последние новости
Copyright MyCorp © 2024