NEO

Ваши материалы:
Гость
Приветствую Вас уважаемые пользователи сайта и гости, здесь Вам будут предложены материалы различной направленности. Надеюсь они будут Вам интересны, а также на то, что и ВЫ что-либо опубликуете... неизвестное об известном - 24 Октября 2023 - Блог - NEO

ruРусский enEnglish deDeutsch
frFrançais esEspañol itItaliano
nlNederlands svsvenska fisuomi
zh中文(简体) arالعربية">‏العربية ja日本語


  • adelaida
    тема: иные
  • Alex
    тема: с 8 марта
  • SVETLANA
    тема: иные
  • Alex
    тема: так шо??

Statistik
Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
пользователей за сегодня
материалы сайта
комментариев: 167
в блогах: 1718
в новостях: 489
в статьях: 107
записей в гостевой книге: 7
архив материалов

15:56
неизвестное об известном

ЭПОХА ТРУДОВОЙ КНИЖКИ

Только с согласия мужа.
До революции некоторые функции современной трудовой книжки выполнял формулярный (послужной) список, который заводился на каждого, кто состоял на государственной и военной службе либо был священнослужителем. Документ состоял из 15 граф и включал сведения о фамилии, имени и отчестве, возрасте, вероисповедании, образовании, занимаемых должностях и т.п. Формуляры чиновников хранились в губернских управлениях, а их копии отсылались в Сенат. Соответственно, послужные списки офицеров и духовенства находились в высших кадровых инстанциях их ведомств.
Для фабричных рабочих государственный закон от 1882 года вводил расчётные книжки, куда записывались условия договора между работником и управлением фабрики или завода. При этом женщина-работница не могла получить такую книжку без письменного согласия мужа, если не имела отдельного паспорта (как правило, до 1917 года жена вписывалась в паспорт супруга).
Расчётная книжка позволяла рабочим бороться за свои права — в случае невыплаты денежного вознаграждения они могли обратиться в суд.
Для других граждан Российской империи подобных документов об их трудовой деятельности попросту не существовало.

 


Первые советские трудовые книжки получили отнюдь не пролетарии.
Большевики пришли к власти с лозунгами, что революция сломает старый государственный аппарат и трудящиеся станут работать исключительно по причине своей сознательности, получая примерно одинаковую заработную плату.

Но Гражданская война, голод, нищета, бандитизм, массовое перемещение населения из деревень в города быстро показали, что ставка на сознательность граждан себя не оправдала.
Необходимо принимать жёсткие меры для укрепления трудовой дисциплины — особенно по отношению к бывшим «хозяевам жизни».
В октябре 1918 года Совнарком РСФСР принял декрет «О трудовых книжках для нетрудящихся», к которым причислялись лица, ранее прибегавшие к наемному труду, частные торговцы, бывшие офицеры и чиновники.
Без наличия трудовых книжек они не могли получать продовольственные карточки, а также передвигаться по стране.
На титульной стороне новых документов имелись надписи:
«Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и «Не трудящийся да не ест!».
Книжки выдавали в отделениях милиции взамен паспорта дореволюционного образца, который тут же изымали.
Не реже одного раза в месяц в эти документы следовало вносить сведения об участии в общественных работах (заготовке дров, разгрузке вагонов, уборке улиц и т.п.).
«Нетрудящимся», не имевшим трудовой книжки, грозили штраф в 1000 рублей или полугодовое тюремное заключение.
В декабре 1918 года ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет, высший законодательный и исполнительный орган власти) принял Кодекс о труде, согласно которому трудовую книжку должен был иметь каждый работник.
С июня 1919 года такие документы начали выдавать населению Москвы и Петрограда.
Как и при оформлении книжек для «нетрудящихся», их получали в отделениях милиции взамен дореволюционного паспорта.
Трудовые книжки служили удостоверениями личности, а также документами на право получения продовольственных карточек, пособий по безработице и социальных выплат. В них вклеивались специальные марки об уплате налогов.
Книжки находились на руках у населения, граждане сами должны были заботиться о том, чтобы в них своевременно вносились соответствующие записи.
Согласно правилам заполнения трудовой книжки, утверждённым приказом правительства РФ от 15 апреля 2003 года, в случае смерти работника в этом документе следует сделать запись «Уволен в связи со смертью».
Эти документы получили все первые лица государства, включая Владимира Ленина.
 
Председатель Реввоенсовета Лев Троцкий в начале 1920 года опубликовал статью, где приветствовал введение таких книжек, способствующих всеобщей трудовой' повинности.

А тех, кто покидает предприятие и переходит на лучшее для себя место работы, революционный лидер предлагал объявлять трудовыми дезертирами и заключать в концентрационные лагеря. Правда, очень скоро выяснились недостатки трудовых книжек:
Во-первых, в них не вклеивали фотографий, так что при желании люди могли пользоваться чужими документами.
Во-вторых, резко изменилась экономическая ситуация в стране. На смену военному коммунизму пришёл НЭП. Жёсткая закрепленность работников за определёнными предприятиями мешала планам подъёма экономики.

20 июля 1923 года ВЦИК и СНК (Совет народных комиссаров) РСФСР издали совместный декрет «Об удостоверении личности», в нём говорилось, что с 1 января 1924 года трудовые книжки аннулируются. Вместо них вводятся удостоверения личности — причём граждане могут сами решать, вклеивать туда фотографию или нет. Люди получили право выбора места работы — вплоть до переезда в другой город.

Но оставлять трудовую деятельность граждан совсем без присмотра советская власть не могла. Уже в 1924 году народный комиссар труда СССР подписал постановление о введении расчётных книжек, которые по месту работы должны были получить все рабочие и служащие.
По сути, они копировали расчётные книжки дореволюционных рабочих: туда вносились условия трудового договора, и книжка служила документом для разрешения споров между работниками и администрацией.
Она хранилась на руках у рабочего или служащего, который предоставлял её нанимателям для записей.

Как стать служащим
Расчётные книжки также просуществовали недолго. Новые документы были введены в 1926 году постановлением Совнаркома СССР «О трудовых списках». Они напоминали формуляры дореволюционных чиновников, и в них были отражены все основные данные гражданина: фамилия, имя и отчество, год рождения, партийность, членство в профсоюзе, отношение к воинской обязанности, семейное положение, наличие судимости и т.п.Трудовые списки хранились на предприятиях, при увольнении сотруднику давалась копия, а оригинал потом по специальному запросу пересылался в учреждение, куда данный человек устраивался на работу.
По виду трудовые списки очень напоминали современные трудовые книжки, но в их содержании имелись некоторые существенные отличия: -- туда было запрещено вносить сведения, порочащие работника, и причину увольнения могли записать только с его разрешения, -- трудовые списки были документами, официально определяющими социальное происхождение граждан. Согласно инструкции к группам «рабочие», «крестьяне» или «служащие» относились лица, трудившиеся на производстве, в сельском хозяйстве или учреждениях не менее трёх лет. То есть бывший хозяин фабрики, отработавший данный срок в её же бухгалтерии, уже причислялся к служащим.

За утерю трудовой книжки
- 25 рублей (в конце 1930-х годов эта сумма равнялась среднемесячной пенсии, на неё можно было приобрести 40 килограммов хлеба).
В привычном нам виде трудовые книжки появились в 1939-м — согласно постановлению Совета народных комиссаров от 20 декабря 1938 года. Страна уже не нуждалась в перемещении рабочей силы, важнейшие объекты народного хозяйства создавались рабским трудом заключённых. Остальных следовало прикрепить к определённому месту работы и предотвратить свободный переход с одного предприятия на другое.
Любопытно, что в феврале 1935 года трудовые книжки единого образца были введены в нацистской Германии. Они хранились у администрации предприятия — таким образом, у неё была возможность препятствовать уходу работников.
Сталин взял эту полезную для государства идею на вооружение. Советские трудовые книжки выдавались всем, кто проработал не менее пяти дней. За выдачу данного документа гражданин платил 50 копеек, за его утерю — 25 рублей (в конце 1930-х годов эта сумма равнялась среднемесячной пенсии, на неё можно было приобрести 40 килограммов хлеба).
Выдача трудовых книжек всем трудящимся страны была проведена в рекордно сжатые сроки — всего за 26 дней. После этого форма трудовой книжки оставалась неизменной в течение 35 лет.
В 1973 постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС в данный документ внесли незначительные изменения (в частности, утвердили вкладыши определённого образца). В 1975 году трудовые книжки стали выдавать колхозникам. В 2004 году постановлением правительства РФ были введены трудовые книжки нового образца, но они мало чем отличаются от советских, утвержденных Сталиным.
В современной России трудовая книжка имеет дополнительные средства защиты от подделок — светящиеся в ультрафиолетовом излучении надписи и водяные знаки. Но начиная с 1997 года учёт работы россиян ведётся по документам Пенсионного фонда, а доказательством трудовой деятельности служат копии контрактов или приказов о приёме на работу и об увольнении с неё. Также трудовая книжка больше не нужна для оформления больничного листа: с 2007 года бюллетени оплачиваются в полном объёме независимо от стажа.
Советская и российская трудовая книжка неоднократно меняла своё назначение. Первоначально её целью было заставить работать классовых врагов, затем документ служил для контроля государства над трудоспособным населением. Но на современном этапе трудовая книжка потеряла свои основные функции, и не исключено, что в ближайшие годы её отменят.

 


Декрет для нетрудящихся
В первых законодательных актах большевики ставили своей основной задачей «привлечение всех граждан к всеобщей трудовой и воинской повинности». Для этого военнообязанные и трудоспособные граждане должны были пройти регистрацию, чтобы власть имела возможность отправить их на обязательные работы — уборку улиц от снега, рытьё траншей, разгрузку эшелонов.

Первая Конституция от июля 1918 года возвела труд в ранг почётной обязанности для всех, кто старше 16 лет. А в октябре того же года Совет народных комиссаров (СНК) принял Декрет о трудовых книжках для… нетрудящихся. К ним относились рантье, коммерсанты, торговцы, бывшие офицеры и так далее. То есть люди, чуждые новому пролетарскому обществу.
Введение подобного документа должно было простимулировать нетрудящихся к выполнению работ на благо общества не реже одного раза в месяц и в книжке надлежало делать отметку об этих работах. Кто не имел подобной книжки, рисковал быть оштрафованным на 10 тысяч рублей или заключён в тюрьму на срок до полугода. А чтобы никто не думал, что трудовая книжка — филькина грамота, власти сделали её аналогом удостоверения личности. Без книжки нельзя было никуда уехать и получить продовольственные карточки.

Несмотря на то, что другим названием документа было «Временное трудовое свидетельство для буржуазии», на обложке был лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», а рядом — «Не трудящийся, да не ест!».
В декабре 1918 года в СССР был принят Кодекс законов о труде, из которого следовало, что уже «каждый трудящийся обязан иметь трудовую книжку, в которую заносятся отметки о произведённых им работах и полученных вознаграждении и пособиях». В отличие от «трудовых книжек» для нетрудящихся, этот документ не служил аналогом паспорта, а должен был лишь фиксировать данные о работе человека и полученных им поощрениях.
Вот только механизма обеспечения граждан трудовыми книжками не было. Он появился 25 июня 1919 года в виде Декрета «О введении трудовых книжек в г.г. Москве и Петрограде».
Из него следовало, что все граждане старше 16 лет должны были иметь трудовые книжки, которые «свидетельствуют об участии их владельца в производительной деятельности и служат удостоверению личности в пределах Р.С.Ф.С.Р, и документов на право получения продовольственных карточек, а также права на социальное обеспечение в случаях утраты трудоспособности и при безработице».
По замыслу авторов декрета, когда человек получал трудовую книжку, то автоматически терял нужду в паспорте. Все записи в книжку делал работодатель, а самозанятые граждане (ремесленники, торговцы) должны были самостоятельно писать в неё сведения о своей работе и оплате.
Действие Декрета о трудовых книжках распространялось только в Москве и Петрограде.
Но даже в этих городах власть не смогла обеспечить все трудоспособное население этим документом.
Он так и не вытеснил паспорт. В 1923 году трудовые книжки были и вовсе заменены на удостоверения личности.


Но неверно было бы утверждать, что трудовые книжки, воспринимаемые людьми как элемент кабалы, придумали большевики.
Впервые документ, свидетельствующий о предыдущей работе, стали требовать во Франции ещё в 1749 году. И тоже под благовидным предлогом — с целью борьбы с бродяжничеством. Уже в 1781 году король Франции подписал указ о введении «книги работника» (livret d'ouvrier), которая просуществовала до Великой французской революции. Позднее Наполеон Бонапарт решил, что это было полезное дело, и в 1803 году вновь вернул «книгу работника». Отмена этих документов состоялась только в 1890 году. Но по инерции «книжку» выдавали до 1908 года.
Помимо Франции, трудовые книжки в 1832 году были введены в Дании, а в 1892 году — и в Германии. Учитывая, что большинство российских революционеров скрывались от царизма в Европе, вероятно, они сочли эту идею вполне достойной применения после прихода к власти.
Столкнувшись с трудностями в реализации, советская власть решила вести учёт трудящихся по другой методике.
21 сентября 1926 года вышло Постановление СНК СССР «О трудовых списках». Учёту в этих списках подлежали лишь работники государственных учреждений. В нём отражались все данные советского работника: Ф.И.О., год и место рождения, национальность, образование, партийность, судимость и так далее. Самое главное — данные о трудовой деятельности и отметки об административных взысканиях, связанных с прохождением службы. Данные о трудовой деятельности требовалось подтверждать документально. А если работник указывал их устно, то делалась пометка — «не подтверждено документами».
К слову, «Трудовые списки» тоже не были изобретением советской власти. Их скопировали с «Формулярных списков», которые ввела в оборот ещё Екатерина II. Данная система просуществовала с разными изменениями вплоть до 1917 года и давала довольно объёмную информацию о человеке на государевой службе. Регистрации подлежали не только чиновники, но и военные, и частично — духовенство. Фабричные рабочие по желанию фабриканта также могли иметь зачетные книжки, где записывались их квалификация и сведения о трудовой деятельности.

Бумажный анахронизм
15 января 1939 года на всей территории СССР были опять введены трудовые книжки. Теперь их обязаны были иметь рабочие и служащие всех государственных и кооперативных предприятий и учреждений. Историки считают, что таким образом тоталитарное государство, которым СССР являлся в конце 1930-х, облегчало себе задачу по контролю над трудоспособным населением. Причём с большой долей вероятности можно говорить, что введение трудовых книжек в 1939 году было сделано, глядя на гитлеровскую Германию.
В Третьем рейхе трудовые книжки — Arbeitsbuch — были восстановлены в 1935 году и по мере милитаризации экономики ежегодно охватывали все больше и больше граждан. СССР тоже готовился к войне, и использовать организационно-трудовые методики предполагаемого противника было разумно.
После ввода трудовой книжки в 1939-м рабочему было не так-то просто сменить место работы. Ведь документ хранился в отделе кадров у работодателя. Да и место работы у человека могло быть только одно. Книжку был обязан иметь любой работник, отработавший пять дней и более. Даже сезонным сотрудникам необходимо было заводить документ.
Все записи о трудовой деятельности, наградах и поощрениях делала администрация предприятия. И хотя взыскания в трудовую книжку не записывали, для неугодного работника в ней могли написать «непривлекательную» статью увольнения. Такую, что человек с трудом мог потом устроиться в другое место. Вот этот момент был уже чисто советским изобретением, ибо у немцев причина увольнения в книжке не указывалась. Кстати, после крушения рейха трудовые книжки просуществовали в ГДР до 1967 года.
Потерять трудовую книжку для человека означало попасть под административную ответственность с выплатой 25 рублей штрафа. При этом власть всячески формировала образ трудовой книжки как почётного документа, вручая её молодым работникам в торжественной обстановке.
Форма трудовой книжки не менялась почти 35 лет. Только в 1973 году Совет Министров СССР принял Постановление №656 «О трудовых книжках рабочих и служащих», изменивший её оформление. А ещё спустя два года трудовые книжки получили колхозники.
Несмотря на то, что СССР распался в 1991 году, трудовые книжки не канули в Лету. В неизменном виде они существовали до 2003 года, когда вышло Постановление Правительства РФ (№225) «О трудовых книжках». Несмотря на то что данные о трудовой деятельности человека поступают в информационную базу Пенсионного фонда, бумажный анахронизм до сих пор имеет силу обязательного документа. И, как ни парадоксально, большинство людей ратуют за сохранение бумажной трудовой книжки, не вполне доверяя электронным системам.

Авторы: Маргарита Капская , Прохор Ежов    Журнал: Тайны 20-го века №22, июнь 2017 год  .  Журнал: Загадки истории №16, апрель 2018 года
Категория: adelaida | Просмотров: 218 | Добавил: adelaida | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar
последние новости
Copyright MyCorp © 2024