NEO

Ваши материалы:
Гость
Приветствую Вас уважаемые пользователи сайта и гости, здесь Вам будут предложены материалы различной направленности. Надеюсь они будут Вам интересны, а также на то, что и ВЫ что-либо опубликуете... Николай Сергеевич Коротков - 16 Мая 2023 - Блог - NEO

ruРусский enEnglish deDeutsch
frFrançais esEspañol itItaliano
nlNederlands svsvenska fisuomi
zh中文(简体) arالعربية">‏العربية ja日本語


  • adelaida
    тема: иные
  • Alex
    тема: с 8 марта
  • SVETLANA
    тема: иные
  • Alex
    тема: так шо??

Statistik
Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
пользователей за сегодня
материалы сайта
комментариев: 167
в блогах: 1718
в новостях: 489
в статьях: 107
записей в гостевой книге: 7
архив материалов

17:12
Николай Сергеевич Коротков
Сегодня визит к терапевту неизменно начинается с измерения артериального давления, и трудно представить, как старые врачи ставили диагнозы без тонометра и фонендоскопа.
А изобрёл эту несложную методику
русский врач Николай Сергеевич КОРОТКОВ.

Вьюжным зимним вечером 13 февраля 1874 года в семье курского купца Сергея Короткова родился сын. Мальчик рос болезненным и слабым ребёнком.

И потому, когда пришло время определяться с будущим, на семейном совете постановили, что лучше всего будет определить сына по медицинской части - и почёт, и уважение врачу полагается, а там, глядишь, и себя самого вылечит от разной хвори.
Но сперва Колю определили в местную гимназию. Он быстро втянулся в учёбу, был прилежным и послушным учеником, которого любили учителя. Из характеристики, выданной по окончании гимназии:
" Коротков всегда и во всём был исполнителен и состоял в числе отличных по поведению воспитанников гимназии, обнаружил характер кроткий и уживчивый, уважает строй, порядок и законность во всём..."
Не удивительно, что, обладая такими качествами, Николаю не составило большого труда на "отлично" сдать экзамены в Харьковский университет и погрузиться в изучение медицинских наук. И уже на первом университетском экзамене, который именовался полулекарским, он получил отличные оценки по всем предметам: ботанике, зоологии, неорганической химии, минералогии, анатомии и сравнительной анатомии.
После пяти лет учёбы он решает перейти в более престижный Императорский Московский университет, что и случается осенью 1898 года: сдав почти по все м 24 предметам экзамены на "отлично" за два месяца, Николай с оценкой "весьма удовлетворительно" удостаивается "степени лекаря с отличием, со всеми правами и преимуществами". В этот же день он подписал "Факультетское обещание", как тогда называлась нынешняя клятва Гиппократа.
Способный молодой врач обратил на себя внимание университетского начальства, которое предложило Короткову место сверхштатного ординатора хирургической клиники, руководимой профессором А.А.Бобровым.
2 мая 1900 года распоряжением попечителя Московского учебного округа Николай был утверждён в этой должности на три года без содержания.
В том же 1900 году он отправился на Дальний Восток отбывать воинскую повинность. В составе отряда Красного Креста добровольцем участвовал в походе русских войск против Боксёрского восстания в Китае. Работать приходилось в тяжелых условиях, о которых его коллега вспоминал:

" Стены перевязочной и операционной были бревенчатые, проводить операции в таком помещении невозможно.Чтобы не задерживать открытие лазарете, врачи-хирурги И.П.Алексинской , Н.С.Коротков и В.Н. Саввин решили оборудовать операционную сами. Раздобыв необходимые материалы, они собственноручно продезинфицировали помещение раствором формалина, обшили стены картоном и вверх него белой клеёнкой, которую в дальнейшем ежедневно мыли формалином. Пол устлали толстой клеёнкой, края которой во избежание проникновения влаги от затекающей жидкости загнули на стены, под гуттаперчевую клеёнку.
26 августа 1900 г. лазарет был открыт. В этот же день поступило 32 хирургических и 9 брюшнотифозных больных. А через два дня начались операции. В день производилось от 2 до 5 операций. Оперировал либо старший врач, либо тот из докторов, на попечении которого находился оперируемый, причем старший врач ему помогал, а другой "хлороформировал" ; если при операции требовалось два помощника, приглашался один из врачей-терапевтов. В трудных случаях между врачами устраивались консультации. Каждый из врачей вёл своих больных самостоятельно, писал истории болезни и производил перевязки. Обход палат начинался в 8 часов утра. Операции и перевязки проводились до 2-3 часов дня. Затем начинался приём амбулаторных больных, число которых с каждым днём увеличивалось".


 За "выдающиеся труды в помощи больным и раненым солдатам" Николай Коротков был награждён орденом Святой Анны 3-й степени и Знаком Красного Креста.
 Дорога домой была долгой - через Японию, Сингапур, Цейлон, Суэцкий канал и Феодосию. Приехав в Россию Коротков сразу приступает к научной работе. В 1903 году его приглашают на кафедру хирургии Военно-медицинской академии. Он оперирует амбулаторных больных, руководит наложением повязок. И всё это делает безвозмездно, находясь в должности сверхштатного ординатора. Почти сразу же по вступлении в должность ассистента, он подал прошение начальнику Военно-медицинской академии "о допущении его в настоящем году к экзаменам на степень доктора медицины". Разрешение было дано. Экзамены он сдал, как всегда, на "отлично", а вопросы по физиологии ему задавал сам академик Иван Петрович Павлов. Коротков начал усиленно готовить материалы к защите докторской диссертации, но планы молодого учёного нарушила война.
В ночь на 27 января 1904 года японские миноносцы ворвались на рейд Порт-Артура, где мирно покачивалась на тихой волне русская эскадра, и произвели минную атаку.
Началась русско-японская война. Среди преподавателей Военно-медицинской академии существовала святая традиция: во время войны находиться там, где они нужнее всего - на полях сражений, подле раненых. Ассистент кафедры хирургии академик Николай Сергеевич Коротков направляется в действующую армию на Дальний Восток, где становится старшим хирургом Свято-Георгиевского лазарета Красного Креста в Маньчжурской армии.
Он оперировал раненых, среди которых было много солдат с повреждением сосудов конечностей. Каждый раз Николай Сергеевич с тревогой ожидал результатов перевязки артерии.
Именно это "неприятное неведение", по словам врача, и невыносимо тяжелое положение раненых заставили его поставить перед собой конкретную и ясную цель: найти признаки, руководствуясь которыми, можно было бы ещё до операции определить, останется ли конечность цела или омертвеет после перевязки артерии.

 
Чтобы лучше освоить сложные операции, Коротков решает оставить почётную должность старшего врача лазарета и перейти на скромную должность ординатора специального отделения 1-го Сводного военного госпиталя, в которое со всего фронта направлялись раненые с аневризмами.  Здесь в госпитале, Н.С. лично провёл 35 операций раненым с травматическими аневризмами.   Продолжая настойчиво и последовательно решать поставленную перед собой задачу, Н.С. в каждом сомнительном случае прибегал к прослушиванию аневризм. И вполне возможно, что именно это послужило толчком к поиску решения, которое он целенаправленно искал.
После возвращения в апреле 1905 года в Петербург он продолжал готовиться к защите диссертации. Увлекшись сосудистой хирургией, Н.С. начал собирать материалы для докторской диссертации по этой теме: 41 история болезни из 44, приведенных в докторской диссертации, отражают его военный опыт.
Выполняя в Военно-медицинской академии экспериментальную работу по коллатеральному кровобращению, он уловил с помощью фонендоскопа звуковую гамму над периферическими артериями  при их сдавливании: обнаружил звуки, которые при определенных условиях изменялись строго закономерно. Если наложить на плечо манжету и поднять в ней давление до исчезновения пульса на лучевой артерии, то никакие звуки в плечевой артерии не прослушиваются; но затем, если постепенно снижать давление в манжете, то в том же месте сначала прослушиваются тоны, потом шумы, затем снова громкие тоны, интенсивность которых уменьшается, и, наконец, все звуки в плечевой артерии полностью исчезают.
Сделанное Н.С.Коротковым в 1905 году открытие было, можно сказать, случайным. Но именно чередование звуков при декомпрессии плечевой артерии, впервые описанное Коротковым, стало основой предложенного им метода определения максимального и минимального артериального давления у человека.
Н.С. продолжал работать над диссертацией. Однако мировую известность уже до её защиты ему принесло короткое - меньше страницы - сообщение в "Известиях Императорской Военно-медицинской академии", в котором был описан аускультативные метод измерения артериального давления.

кенотаф на Богословском кладбище
в Санкт- Петербурге

Но защитить докторскую диссертацию Короткову опять не удалось: он заболел чахоткой.
В конце 1905 года Николая Сергеевича поместили на лечение в клинику Военно-медицинской академии. Когда он выписался, работы в Петербурге для него уже не оказалось, и военный врач Коротков ушел из армии.
Он уехал в Сибирь на Витимские рудники, где 5 лет выполнял исследования, изучая эффективность артериальных коллатералей. В 1910 году он наконец успешно защитил докторскую диссертацию на тему "Опыт определения силы артериальных коллатералей", которую официальные оппоненты - профессора В.А. Оппель, С.П. Фёдоров и приват-доцент Н.Н.Петров за время защиты 15 мая единодушно признали выдающейся.
После защиты диссертации Н.С. вновь уезжает в Сибирь - работать врачом на Ленских золотопромышленных приисках. В Петербург он возвращается только в 1913 году.
26 марта 1914 года Н.С. приступает к работе в Санкт-Петербургской больнице имени Петра Великого. Однако работать в больнице старшему врачу, коллежскому асессору Короткову пришлось недолго. Осенью 1914 года он подает рапорт главному врачу, в котором пишет: 
"Имею честь доложить Вашему Превосходительству, что я с 28 октября 1914 г. отправляюсь на театр военных действий, вследствие чего впредь до возвращения не могу исполнять служебных обязанностей".
Отметки об этом периоде службы военного врача пока найдены лишь в кадровом журнале: "Выбыл в войска с 28.10.1914 " и "Возвращение с фронта 31.01. 1918".
Октябрьскую революцию 1917 года Н.С. воспринял как закономерную неизбежность. Он был в числе тех идеалистов, которые рассчитывали, что большевистский переворот откроет новую счастливую эпоху в жизни русского народа. Но... Начались годы смуты, Гражданской войны, массового террора.
В 1918 г. Коротков работал в госпитале на Загородном проспекте в Петрограде, где лечил красноармейцев, участвовал в заседаниях военно-врачебной комиссии по определению пригодности к военной службе и в то же время продолжал свою врачебную деятельность в больнице имени Петра Великого.
В списке сотрудников этой больницы под № 5 значится имя старшего врача Н.С.Короткова.  Включен он в "Список служащих больницы имени Петра Великого, живущих в городе и обязанных по роду службы ежедневно посещать больницу", и в список, отправленный в Петроградскую городскую управу 30 мая 1918 г. с просьбой "предоставить указанным лицам льготный проезд на трамваях"
В архиве клинической больницы есть дело № 18 "Холера", где в списке врачей, "работающих по холерной эпидемии и получающих полуторный оклад", значится Н.С. Коротков.
Оставаясь старшим врачом больница, Н.С. становится одновременно заведующим открытого в июле сыпнотифозного отделения на 200 коек, известного тогда многим врачам Петрограда как "16-й павильон".
В документах есть и копия служебного удостоверения, выданного 28 сентября, в котором главный врач Н.Я. Кетчер "удостоверяет, сто старший врач Н.С.Коротков имеет соприкосновение с заразными больными".
Первые месяцы 1919-го были для Н.С. напряженными, но удачными по службе. Об этом можно судить по сохранившимся в архиве документам, подписанным им в ранге "исполняющего должность главного врача больницы".
Но летом 1919-го возникают "печальные обстоятельства", как называл свою болезнь Н.С. 17 июня он пишет рапорт, в котором сообщает о своем недуге. Говорят, что чаще всего опытные врачи ошибаются в диагнозе, когда пытаются лечить самих себя. Поставленный Коротковым диагноз своей болезни - "туберкулёз гортани и лёгких", увы, оказался верным...
Угасал Николай Сергеевич долго и постепенно.
За день до смерти его навестил товарищ по Военно-медицинской академии, который сразу же выписал направление в клинику. На следующий день, после того как санитары привезли Н.С. в приёмное отделение академии, он скоропостижно скончался от лёгочного кровотечения. В свидетельстве о смерти сказано, что Коротков Николай Сергеевич умер 14 марта 1920 года в возрасте 46 лет от туберкулёза лёгких. 
Похоронен Н.С.Коротков на Богословском кладбище Санкт-Петербурга. К сожалению найти его могилу не удалось.
Александр  КРЫЛОВ
 
Категория: adelaida | Просмотров: 68 | Добавил: adelaida | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar
последние новости
Copyright MyCorp © 2024