NEO

Ваши материалы:
Гость
Приветствую Вас уважаемые пользователи сайта и гости, здесь Вам будут предложены материалы различной направленности. Надеюсь они будут Вам интересны, а также на то, что и ВЫ что-либо опубликуете... особая каста - 25 Марта 2024 - Блог - NEO

ruРусский enEnglish deDeutsch
frFrançais esEspañol itItaliano
nlNederlands svsvenska fisuomi
zh中文(简体) arالعربية">‏العربية ja日本語


  • adelaida
    тема: иные
  • Alex
    тема: с 8 марта
  • SVETLANA
    тема: иные
  • Alex
    тема: так шо??

Statistik
Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
пользователей за сегодня
материалы сайта
комментариев: 167
в блогах: 1715
в новостях: 488
в статьях: 106
записей в гостевой книге: 5
архив материалов

20:43
особая каста
 


Российские самодержцы на протяжении двух веков боролись с "профессиональными нищими", но, увы, с этим явлением им так и не удалось справиться. Хотя сама история борьбы довольно любопытна.

В столицу за подаянием
Считается, что борьба на государственном уровне с попрошайками и нищими началась 24 ноября 1717 года.
В этот день Пётр I издал указ, запрещавший их появление в людных местах.
Однако ещё за 35 лет до этого был указ царя Фёдора Алексеевича.
В нём содержалось требование убрать с улиц Москвы нищих, при этом трудоспособных отправить на работы, а калек и слабых здоровьем доставить в вде специально открытые церковью богадельни.
Особенно Петру I досаждало нашествие нищих во время строительства Санкт-Петербурга. Всем воеводам велено было присылать опытных мастеров на возведение новой столицы, что и выполнялось.
Однако нередко уже по дороге на стройку крепких мастеровитых мужчин подменяли за мзду на стариков или на совсем юных: семья не хотела терять кормильца. Их выявляли уже по прибытию и, наказав, отправляли обратно.

Но многие предпочитали остаться в Санкт-Петербурге или ближайших деревнях и перебиваться милостыней. К тому тяжкий труд на болотах быстро изматывал даже привыкших ко всему мужиков, и они тоже становились немощными.
Таких отпускали домой, но и они, понимая, что в таком состоянии будут обузой для семьи, нередко оставались в городе.

Имелась ещё и третья категория - Пришлые люди, которые надеялись прокормиться в строящемся граде. По мере того, как Петербург рос, их становилось всё больше.
Причём зачастую это были профессиональные попрошайки. В новую столицу съезжались люди с деньгами, строились храмы, и для умеющих выпрашивать подаяние открывались многообещающие перспективы.

Петербургский журналист Анатолий Бахтиаров, автор книги «Отпетые люди: Очерки из жизни погибших людей», ярко описывает,
как работают нищие. Только с первого взгляда они толпятся на паперти просто так, на самом деле у них есть четкая система и каждый находится на своем месте:
«…В это время в притворе храма показался довольно пожилых лет какой-то купец.
Увидя его, нищие моментально притихли и, охая и вздыхая, заголосили на распев, прося милостыню.
— Подайте, Христа ради! Не откажите, благодетель! Муж умер! Семеро детей!

— Подайте слепенькому, слепенькому!
— Помогите убогому, несчастному!
Купец сунул в руку “несчастной вдове” медяк и пошел далее. Антон не зевает: он распахнул церковные двери именно в тот момент, когда купец подходил к ним, за что получил тоже медяк»
Упомянутый нищий Антон, на самом деле — муж женщины, которая кричит про умершего мужа и семерых детей. Дальше по тексту очерка описывается, как команда нищих по просьбе церковных сторожей помогает встретить архиерея колокольным звоном. «Я все глаза проглядел, чтобы не упустить владыку!», – хвастается «слепой» нищий.


Кнут для "гулящих"
В 1717-1718 годах Пётр I издал указ о борьбе с попрошайничеством. Попрошаек, годных по состоянию здоровья, велено было определять на работы, больных, калек и стариков вывозить в монастыри и специальные дома для убогих.
Наиболее суровые меры предусматривались для слоняющихся без дела или, как их тогда называли, "гулящих". Попавшихся впервые наказывали кнутом и отправляли к хозяевам: купцам, помещикам, старостам поселений. Тем так же не прощался "недогляд": требовалось уплатить в казну весьма солидный штраф - 5 рублей.
Если же "гуляка" попадался во второй раз, то после кнута он направлялся на каторжные работы. Возраст и пол не имели значения: женщины трудились на прядильном производстве, детей пристраивали туда же или в мастерские в качестве учеников и подсобников.

Отловить и определить
Анна Иоанновна, взойдя на трон и ознакомившись с состоянием дел, 21 июля 1730 года издала указ, призванный навести порядок в богадельнях.
Выяснилось, что туда нередко записывали тех, кто вполне мог посильно трудиться и обеспечивать себя пропитанием. Более того, такие тунеядцы порой там даже не проживали, при этом исправно получали положенное им жалование. Бездельников предписывалось определить на работы, а нищих с улиц Санкт-Петербурга отловить и допросить, после чего иногородних отправить в родные места - пусть ими занимаются тамошние власти. Крепостных крестьян следовало передать помещикам, а оставшихся разместить на освободившиеся от тунеядцев места в домах призрения.
Два года спустя Анна Иоанновна присмотрелась и к категории юродивых, которых также в столице развелось немало. Полиции совместно с медиками было предписано проверить таких просящих милостыню людей и выяснить, кто действительно болен, а кто притворяется, вводя в заблуждение сердобольных церковных прихожан.
Увы, принятые меры не произвели должного эффекта.  Дошло до того, что в Санкт-Петербурге на некоторых улицах стало невозможно нормально передвигаться из-за многочисленных нищих, настойчиво просящих подаяние, а то и готовых что-то украсть. Причём полиция доносила, что в большинстве своём это молодые люди, которые не хотят работать, предпочитая жить попрошайничеством.
Раздосадованная императрица 23 августа 1736 года издала строжайший указ: через три месяца таких гулящих и бродящих личностей на улицах городов быть не должно!
Строгий тон подействовал. Многие полицейские чины, особенно в Москве и Петербурге, побоялись лишиться своих постов. Перемены к лучшему отмечали и иностранцы, которым попрошайки тоже изрядно надоели.
Так, живший в России датский пастор Педер фон Хавен в своих мемуарах отмечал, что после указа нищих в столичных городах не встречал: трудоспособных определили на работу или выслали, а юных, старых и калек приставили к монастырям.

Гнусным не таскаться !
В начале 1740-х годов при Бироне, регенте так и не коронованного Ивана VI, нищие и попрошайки почуяли слабину. Так что, когда на русском престоле воцарилась Елизавета Петровна, попрошайничество снова расцвело пышным цветом на улицах крупных городов. Ситуация стала настолько непотребной, что в 1748 году императрица вынуждена была издать указ, ужесточающий въезд в столицу.
Паспорта предписывалось выдавать только здоровым людям, которые сумеют себя прокормить, а не отправлять на паперть просить милостыню. Особый запрет касался дряхлых стариков, слепых и увечных.
А в 1758 году, после того как Елизавета Петровна прямо возле своей резиденции в Петербурге увидела больную женщину с открытыми ранами на лице, вышел указ Сената, запрещающий нищим калекам появляться на улицах Петербурга:  "Дабы таким увечным и гнусным отнюдь не допускать здесь в резиденции таскаться...".
Однако калек попросту выгнали из города, другим повезло больше: на окраинах Васильевского острова для этих "просочившихся" построили богадельню.

Штрафники и христарадники
Император Александр I действовал в несколько иной манере: в 1823 году в Российской империи появились военно-арестантские роты. Помимо проштрафившихся военных чинов туда направлялись и бродяги. Всего было создано свыше 30 таких рот. Поскольку центрами притяжения для попрошаек по-прежнему оставались Москва и Санкт-Петербург, в 1838 году в этих городах при полицейских управлениях были учреждены комитеты для разбора и призрения просящих милостыню. Чиновники использовали метод кнута и пряника. Тех, кто попадал в руки полиции и был трудоспособен, отправляли в работные дома с особым режимом. Если же человек обращался добровольно, то ему предлагали пойти в "дом трудолюбия" со щадящим распорядком дня.
Но настоящее нашествие так называемых христарадников ("Подайте Христа ради!") случилось  вскоре после отмены крепостного права в 1861 году. Треть из общего количества крестьян, которые не смогли выкупить у барина свой надел, устремились на прокорм в крупные города. Конечно, некоторым удалось устроиться на новом месте, но значительная часть (несколько сотен тысяч) пополнила армию профессиональных попрошаек.
Формально с этим "пороком капитализма" покончили в 1917 году - нищих в стране победившего социализма не стало по определению. Однако, по некоторым данным, к середине 1920-х годов в стране насчитывалось порядка 2 миллионов бездомных.

 


Уличные сказки
Современное попрошайничество идёт в ногу со временем.
Кроме традиционных форм, активно используются новые возможности.
В электричках и метро рассказываются душещипательные истории о тяжелых болезнях и дорогостоящих лекарствах, подкреплённые убедительно выглядящими справками.
Попрошайки ссылаются на ранения в горячих точках, используют монашеское одеяние, "голодающих" животных.
Просят помочь купить билет. Да и одеты они нередко весьма респектабельно.
Ну а сердобольных граждан, которые клюют на такие незамысловатые "заманки", и в наше время хватает. 
Как тут не вспомнить кота Базилио из фильма "Приключение Буратино" и слова из его песенки:
"Покуда есть на свете дураки, обманом жить нам, стало быть, с руки!"

Профессиональная нищета
Классическим примером профессиональных попрошаек были "дети лейтенанта Шмидта"
- "слепой" Паниковский и Шура Балаганов, герои знаменитого романа "Золотой телёнок".
Журналист начала ХХ века Анатолий Бахтиаров в книге "Отпетые люди: Очерки из жизни погибших людей" приводит названия других профессионалов.
На церковных папертях трудились "богомолы", на кладбищах просили милостыню "могильщики".
В числе прочих специализаций были "пожарники" (погорельцы), "странники-иерусалимцы", "переселенцы" и другие.


Современность

Вы в последнее время встречали побирушек и нищих в небольших городах, где численность населения 50-150 тысяч жителей, где нет метро и крупных пересадочных вокзалов? Я не видел уже лет пять.  Но их численность увеличилась в крупных городах, особенно в Москве и Питере.
В чем причина отсутствие этой категории «зарабатывающих» людишек в небольших городах от крупных мегаполисов? Причина банальна, но неистребима.
Нищие и побирушки были всегда, особенно их численность увеличилась после Великой Отечественной войны, но тогда были объективные причины.
Второй всплеск «рождаемости» нищих был в 90-е. Конечно, можно списать опять на объективные причины – жрать нечего. Но были и другие, которые еще долго эксплуатировались.
В современной России традиционных нищих стали «выдавливать», вытеснять их стали профессиональные попрошайки. Вы все их встречали на вокзалах, их уже множество в метро, в переходах, на автовокзалах.
И я не о сидящих на картонках якобы одноруких и одноногих с ломанной чашкой или коробкой для сбора мелочи, я об опрятно одетых, красивых молодых людях …
НЕ видели? Или не поняли, как с вас деньги получили.  О чем я?
Нищие, видимо, настолько уже нахавались, что прекратили переодеваться в отрепье и представляться перед «публикой» неухоженными и голодными.
Уже редко увидишь на улице побирушку, спрятавшего руку или ногу под толстый слой материи.
Сегодня профессиональные нищие – это чистоплотные молодые люди, чаще пара, студенческого вида с чемоданом средней ценовой категории, чуть лучше одетые, чем общая серая масса, пробегающая мимо в часы пик.
У таких профи все в порядке с крышей, у них своя ОПГ – МЕНТЫ. Нет, не полиция, где много порядочных людей, а именно МЕНТЫ – это сержантский состав, набранный по объявлению.
После армии, которым могут доверить только прохождение по платформам взад и вперед, следя за чистотой и порядком перемещения граждан.
Офицерский состав полиции до такого крохоборства не опускается, там другие занятия.
И сменилась у новых нищих и тема сбора денег.  Если раньше можно было встретить и попа с фанерной коробкой для сбора пожертвования на его личный храм,  попрошайки собачников, собирающие на корм питомцам (видимо таким же, как сиротам 2-го дома Старсобеса).  Кстати, никто не задумывался почему собаки были «спутниками» сборщиков податей? Элементарно, кошки разбегаются, их на поводке не удержишь, а собаки привязаны к хозяину.  Все реже встретишь хромых и безруких, колясочников и мамаш с детьми, так называемых «Мадонн».
Сегодня поляну сбора бабла от неравнодушных граждан заняли молодые профессиональные нищие.
Теперь чуть о том, что не знают те, кто сочувствует «вывеска» с просьбами подать.
Для тех, кто потерял билет, отстал от поезда, ограблен в вагоне и прочей сопливой шелухи, есть фонды, которые помогают людям вернуться домой. ВСЁ.
Даже объяснять лень, что когда вы даете деньги таким нищим, вы делитесь своими заработанными с профессиональными нищими и ментами, которые, когда станут офицерами, не примут у вас заявление о пропаже близкого человека, не заведут уголовное дело по факту кражи кошелька, а зачем – ОБОЖРАЛИСЬ на подачках от профессиональных нищих.
Если читают менты, и обиделись, ответьте на вопрос, почему на станциях метро и в Москве и в Питере, так же как и на вокзалах стоят с табличками ОДНИ И ТЕ ЖЕ рожи приятной на ощупь наружности.
Источник "Обыватель"
 
Категория: adelaida | Просмотров: 21 | Добавил: adelaida | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar
последние новости
Copyright MyCorp © 2024