"Телохранителей у меня нет, зато я держу двух хорошо натренированных налоговых консультантов", - сказал в одном из интервью музыкант Элвис Пресли.
английская карикатура на сборщика налогов. XVIII век
И правильно делал, а то как начнёт государство требовать денег: за собаку - заплати, за шляпу - заплати, за окно - заплати.
Никаких зарплат и гонораров не хватит.
Собачья работа
Мы не шутим насчёт собак. Во многих странах есть налог на собак, котов и других домашних животных.
В России животные налогами не облагаются, так как считаются членами семьи (хотя предложения ввести налог на собак в Государственной думе звучали, но их не приняли). Наличие кота в доме доказать непросто, так что коты у нас тоже "бесплатные".
Один из первых налогов на собак был введён в Шотландии в конце XVIII века.
Причём платить надо было за неработающих собак.
Если владельцу удавалось доказать, что его пёс - честный труженик, а не диванный тунеядец, то за него платить было не надо.
Забавно, что Джона Дента - члена парламента, который предложил ввести собачий налог, - другие парламентарии подвергли настоящему остракизму и гонениям, его даже публично в газетах обзывали собачьим сыном или как-то очень близко к этому. Но, несмотря на протесты, налог был введён.
Берегите бороды
Считается, что деньги за ношение бороды начал брать Пётр I. Это не совсем так. Тем более, что российский император ввёл поборы с целью избавить своих бояр от растительности, тогда как английский король Генрих VIII, в 1535 году оценивший бороды своих вассалов в определённую сумму, имел совсем другие цели. Генрих VIII любил бороды и даже сам носил бороду, да и с деньгами у него на тот момент было всё в порядке. Налог на бороду должен был поднять статус её владельца. Как дорогущая модель айфона, мол, смотрите все, могу себе позволить.
Через какое-то время Генрих VIII отменил "бородатый" налог, что-то ему в нём не понравилось. Но очередная британская правительница Елизавета I ввела побор обратно,
только уже не от любви к бородам (что для женщины было бы странно), а исключительно из жадности. Причём размеры бороды не имели значений - брали по максимуму, даже если на подбородке у вассала торчало три жалких волосинки.
Пётр I не просто брал деньги за растительность, но и выдавал взамен специальный жетон - "уплочено!" Чтобы налоговые инспекторы не взяли денег с упрямца по второму разу.
Сколько времени: Не скажу.....
В Британии в конце XVIII века кому-то пришло в голову собирать налог за дорогие часы. Звучало логично, так как если ты можешь себе позволить иметь личные карманные золотые часы, то ты - богатый человек и грех тебя слегка не потрясти за мошну. Первыми лт налога взвыли часовщики. Нет, с них не брали денег за избыток золотых часов в доме, просто джентльмены перестали покупать дорогие часы и перешли на дешевые, налогом не облагавшиеся.. А те, у кого дорогие часы в наличии имелись, либо продали их, либо спрятали до лучших времён.
Кстати, именно тогда появилась мода вешать большие часы в общественных заведениях, и в первую очередь эта мысли пришла в голову владельцам кабаков. Люди заходили в таверну, чтобы посмотреть, сколько времени, а заодно опрокидывали стаканчик-другой. То есть кабатчики от налога выиграли.
Очень скоро налог был отменён, так как не принёс желанных доходов. Но поскольку народ уже привык заходить в таверны, на доходах кабатчиков отмена налогов не отразилась, а вот часовщики обрадовались.
Теплее, ещё теплее
Правители Англии любили вводить налоги как никто другой. За сто лет до появления поборов за часы здесь был введён налог на камины. Это было удобно (для правительства, разумеется), так камины имелись в каждом доме и легко вычислялись по наличию трубы. К тому же камин - не часы, его нельзя сделать общим, поставив где-нибудь в кабаке. Мало того, налоговые инспекторы имели право без спроса зайти в дом и посчитать их количество, что страшно бесило сторонников принципа "мой дом - моя крепость".
Интересно, что, если дом сдавался в аренду, то за камин платил не домовладелец, а арендатор, причём независимо от размера своих доходов. Беднякам приходилось раскошеливаться, с богоугодных заведений тоже брали не стесняясь.
Окна и стены не помогают "Хороших налогов не бывает" - так говорил Уинстон Черчилль. Опытный в этом вопросе был товарищ, даром что англичанин.
Ведь это на его родине появился странный налог на наличие в доме более 10 окон стандартного размера. В ответ хозяева больших домов начали уменьшать окна. Тогад правительство уточнило, что окном считается любая дыра в стене независимо от размеров. Хозяева домов начали замуровывать окна. В домах резко ухудшилась вентиляция, что сказалось на здоровье жителей, однако налог продержался полторы сотни лет и принёс в казну солидный доход.
Затем на смену оконному налогу пришли поборы на кирпичи исходя из их количества. Владельцы кирпичных заводов с целью сэкономить на налоге увеличили размеры выпускаемых кирпичей. Казначейство в ответ ввело кирпичный стандарт, а на нестандартные кирпичи увеличило ставку налога вдвое. Кстати, до сих пор стандартный размер кирпича - 25.4 см на 12.7 см - тот самый, что был введён когда-то английской бухгалтерией.
"Понаехали тут..."
В Канаде с китайских иммигрантов брали специальный "китайский" налог. Больше ни с кого не брали, только с китайцев, так как именно представители этой нации считались угрозой для "коренных" жителей, так как готовы были работать буквально за гроши. Китайскую иммиграцию налог не остановил, тогда правительство увеличило его в два раза, а потом - в пять раз. Но китайцы всё ехали и ехали, и продолжали отбирать у бедных канадцев их работу В 1923 году появился закон, запрещающий въезд китайцев в страну. Окончательно его отменили только в 1967 году. Кстати, аналогичный закон, только в отношении цыган существовал в США до 1997 года.
Соль просыпал
Если просыпал соль, то это - к ссоре. А всё потому, что соль в былые времена была дорогая, так за неё ещё и налог платили и немалый. Во Франции, к примеру, граждан обязывали покупать излишнее количество соли только с определённых складов по завышенной цене, даже если она была не нужна. Говорят, что именно налог на соль стал причиной Французской революции. В это можно поверить, так как первое, что сделали крестьяне после победы революции, - это казнили несколько десятков сборщиков "соляного" налога, а уж потом всех остальных. автор текста Константин КАРЕЛОВ, журнал "Тайны ХХ века"