NEO

Ваши материалы:
Гость
Приветствую Вас уважаемые пользователи сайта и гости, здесь Вам будут предложены материалы различной направленности. Надеюсь они будут Вам интересны, а также на то, что и ВЫ что-либо опубликуете... властитель топок - 3 Августа 2024 - Блог - NEO


select your language and click on flag
ruРусский enEnglish deDeutsch
frFrançais esEspañol itItaliano
nlNederlands svsvenska fisuomi
zh中文(简体) arالعربية">‏العربية ja日本語


  • adelaida
    тема: иные
  • Alex
    тема: с 8 марта
  • SVETLANA
    тема: иные
  • Alex
    тема: так шо??

Statistik
Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
пользователей за сегодня
материалы сайта
комментариев: 170
в блогах: 1787
в новостях: 500
в статьях: 103
записей в гостевой книге: 2
архив материалов

07:13
властитель топок
Кочегар - рабочий, осуществляющий подачу топлива в топку печи. До середины ХХ века профессия кочегара была широко распространена на флоте, железной дороге, а также в котельных, работающих на твёрдом топливе. Технически инновационный XXI век сделал профессию кочегара действительно редкой, но пока ещё востребованной.

Реки и океаны



В отличие от целого ряда напрочь забытых сегодня профессий, профессия кочегара продолжает жить.
Она сравнительно молода и насчитывает чуть более трёх сотен лет.
Её появление связано с изобретением в 1690 году французом Дени Папеном парового котла.
Для работы с ним нужны физически крепкие мужчины, способные умело кидать в топку уголёк и профессионально сжигать его.
Вот так и родилась профессия кочегара. Долгие годы эти труженики обслуживали стационарные котлы на заводах и фабриках.
Когда же появились первые паровозы, они стали работать кочегарами на железной дороге.

Следующий этап распространения профессии кочегара связан с изобретением британца Джеймса Уатта, который в 1774 году придумал паровой двигатель. Это изобретение стали устанавливать на морских и речных судах, что позволило сделать их независимыми от розы ветров.
Первый речной пароход в 1807 году совершил свой рейс по реке Гудзон от Нью-Йорка до Олбани. Его скорость составляла всего 5 узлов (чуть больше 9 км в час), но тогда это воспринималось как огромный прорыв и сенсация мирового масштаба.
Уголь в топку бросали три кочегара, которых пассажиры приветствовали как героев.

В России первый пароход "Елизавета" с машиной в 4 лошадиные силы был спущен на воду в 1815 году.
Красавец курсировал между Петербургом и Кронштадтом. Ежедневно он перевозил сотни пассажиров, которые были в восторге от появления нового и весьма надёжного средства перемещения.
Оно существенно подтолкнуло развитие Кронштадта в качестве морской базы, защищавшей город на Неве.

По мере совершенствования паровых двигателей стали появляться суда, способные пересечь Атлантический океан.
Первое такое судно называлось "Саванна". Оно совершило свой исторический рейс в 1819 году. Судно большую часть трудного океанского пути шло под парусами. Когда же ветер стихал, включался паровой двигатель.

Паруса на судах ещё длительное время использовали как вспомогательные, и только в 1838 году пароход "Сириус" пересёк океан без парусов исключительно на паровой тяге.
В России первый заграничный рейс совершил пароход "Одесса". Построенный в 1828 году на верфях в городе Николаеве, он преодолел маршрут от Одессы до Константинополя.

Газы и сажа
По мере развития судов с паровыми двигателями увеличивались их размеры, водоизмещение и количество кочегаров, обслуживающих двигатели. На больших кораблях команда кочегаров насчитывала до ста человек. Они составляли особую кочегарную команду и работали посменно.
Для обучения кочегаров в России заработали школы Морского ведомства. Под руководством опытных наставников будущие специалисты постигали секреты профессии. Преподаватели внушали им основную истину: от опытности и мастерства кочегара зависит не только сохранность котельной установки и экономичность расхода топлива, но и достижение надлежащего стабильного хода корабля.

К кочегарам предъявлялись весьма высокие требования: здоровье, физическая сила, выносливость, способность работать в команде. Немаловажным фактором считалась психологическая устойчивость кандидата.
Он должен был гото работать в среде с весьма вредными факторами: повышенная температура, выделяющиеся при горении  угля токсичные газы, недостаток кислорода, угольная и зольная пыль, забивающая бронхи и лёгкие. К работе допускались молодые люди, достигшие 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и обучение по государственной утверждённой программе, имеющие соответствующие удостоверения квалификационной комиссии о сдаче экзамена по этой программе, прошедшие стажировку на рабочем месте и инструктаж по охране труда.
Стажеры, проходившие практику на заводах и фабриках, нарабатывали приёмы в обстановке трудовых будней. Наставники объясняли им, сколь важно всегда содержать котельное помещение в чистоте и порядке.
Перед заполнением котла водой нужно было удостовериться в исправности всех находящихся там приборов и внутренней чистоте самого котла.
Кочегар также отвечал за исправность котла, поэтому он не имел права отлучаться от него, не найдя замену. Ведь пока в топке горел огонь, даже совсем небольшой, рядом обязательно должен был находиться человек, следящий за процессом.

Роба и спецботинки



В советское время труд кочегаров приравнивался к работе шахтёров, сталеваров м прочих тяжелых профессий. Кочегары при общесоюзном 8-часовом рабочем дне трудились по 6 часов в сутки, выходили на пенсию в 50 лет, ежедневно получали пол-лита молока (за вредность). Случалось, что молоко заменяли сгущёнкой, чему труженики печей были только рады.
Администрация предприятия обеспечивала их рабочей робой из толстого сукна, рукавицами и прочными спецботинками из грубой кожи на толстой подошве без шнурков. Отсутствие шнурков объяснялось просто: при попадании в ботинок горячего уголька необходимо было оперативно скинуть его, чтобы не получить ожог.
Своеобразными приметами кочегаров были обширные мозоли на ладонях и воспаленные белки глаз.
Эффективность труда кочегаров напрямую зависела от качества угля. Лучшим углём считался британской марки кардиф. Котировались домбровский польский уголь, а также некоторые сорта отечественного донецкого угля.
Излишне говорить, что профессиональное выгорание у кочегаров наступало довольно быстро. Чтобы вернуть им рабочую форму, администрация направляла их в профилактории и санатории по льготным путёвкам.
Особенно тяжело приходилось судовым кочегарам, которые, отправляясь в рейс, зачастую несколько месяцев были оторваны от родного дома. Дополнительные трудности создавала морская качка.
Но и на стоянках кочегары не сидели без дела. Им приходилось выполнять работы по приведению котлов в рабочее состояние. Особенно тяжелой считалась очистка котлов от накипи. До появления отбойных молотков всё делалось вручную обычными кирками.
В послевоенные времена действовало положение, согласно которому после 3 лет работы кочегар получал 10% - ю надбавку к зарплате, после 5 лет - 15 %. Это стимулировало приток рабочей силы на суда.
Однако в 1961 году по инициативе тогдашнего Первого секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущёва надбавки отменили.

Грузчики и писатели
Эту отмену кочегары, которые с риском для здоровья обеспечивали продвижение судов по морским просторам, восприняли крайне негативно, но постепенно смирились с новой реальностью и продолжали свою трудовую деятельность. А в минуты отдыха могли затянуть свою любимую песню "Раскинулось море широко", которую считали своим гимном, где были такие слова:
"Товарищ, я вахту не в силах стоять, - сказал кочегар кочегару. - Огни в моих топках совсем не горят, в котлах не сдержать больше пару". Товарищ ушел, он лопату схватил, собравши последние силы, дверь топки привычным толчком отворил, и пламя его озарило.
Вполне естественно, что такая колоритная фигура, как кочегар, не могла не заинтересовать мастеров пера.

А.И.Куприн в своём "Гамбринусе" (1907 год) приводит зарисовку, передающую атмосферу портового города:
"Все эти люди - матросы разных наций, рыбаки, кочегары, весёлые юнги, портовые воры, машинисты, рабочие, лодочники,
контрабандисты, - все они были молоды, здоровы и пропитаны крепким запахом моря и рыбы, знали тяжесть труда, любили прелесть и ужас ежедневного риска..."


У Максимы Горького в произведении 1916 года "В людях" читаем:
"И ушел Яков Шумов, переваливаясь с ноги на ногу, как медведь, оставив в сердце моём нелёгкое, сложное чувство, было жалко кочегара и досадно на него, было, помнится, немножко завидно, и тревожно думалось: зачем пошел человек неведомо куда?"

Самоирония и рок
В 1980-е годы целый ряд рок-музыкантов совмещали творческую деятельность с работой кочегаром. Наиболее известной фигурой был легендарный лидер группы "Кино" Виктор Цой. Он кидал уголь в топку котельной, расположенной в центре города на Неве (её народ прозвал "Камчаткой"), и ничуть не стеснялся этой профессии. На вопрос журналистов: "Считаете ли вы себя "звездой" ленинградского рока?"
Цой отвечал с изрядной долей самоиронии: "Трудно считать себя "звездой" и при этом работать в котельной".
К счастью для почитателей таланта Цоя, его напряженная работа в "горячем цеху" была запечатлена кинокамерой в нашумевшем документальном фильме "Рок" Алексея Учителя. Сейчас эти кадры воспринимаются как суровый и весьма ценный документ эпохи развитого социализма.
Кочегар стал главным героем фильма режиссёра Алексея Балабанова, который он так и назвал: "Кочегар". По сюжету трогательный и наивный офицер, прошедший пекло Афганистана и получивший звание Героя Советского Союза за свои фронтовые подвиги, после демобилизации трудится и живёт в котельной. В перерывах между забросами угля в жадный рот раскалённой печи он одним пальцем отстукивает на допотопной пишущей машинке фантастический рассказ. История с трагическим концом, в которой передана страшная атмосфера бандитских (0-х, никого не может оставить равнодушным.
Увековеченного Балабановым кочегара в настоящее время встретить всё труднее, ибо технический прогресс и замена угля экологичным газом в большинстве котельных всё чаще оставляет эту вредную профессию в прошлом. Но кое-где кочегары ещё востребованы, и они по праву могут гордиться своей раритетной работой.
Слово "кочегар" прочно закрепилось в народном эпосе в виде фраз "Чёрный как кочегар", "кочегарить" (в смысле "пьянствовать"). А поговорка "Бери больше, кидай дальше, отдыхай, пока летит!", относящаяся непосредственно к властителем топок, сейчас распространилась на все профессии, непосредственно связанные с тяжелым физическим трудом.
Владимир ВОДОЛЕЙ
журнал "Тайны ХХ века"  №27  \  2024
Категория: adelaida | Просмотров: 30 | Добавил: adelaida | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar
последние новости
Copyright MyCorp © 2024