Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для нашей страны. Для победы потребовалось максимальное напряжение всех сил и использование всех возможных ресурсов. С гитлеровской Германией сражались не только Красная армия и Коммунистическая партия, а весь советский народ — мужчины и женщины, люди всех возрастов и национальностей, всех сословий и вероисповеданий.
На фронте и в тылу они отдавали ради победы все силы, а если это было необходимо — то и жизнь.
Среди них были и дети, очень быстро повзрослевшие и ставшие героями. Иного выбора у них просто не было. Ведь в случае поражения наш народ ждало истребление и рабство.
Скольких советских детей затронула война, сколько из них были убиты, сколько искалечены?
Точной статистики нет, но их миллионы.
Дети гибли под обстрелами и бомбежками, умирали от голода, холода и болезней в оккупации, в блокадном Ленинграде, в гетто и лагерях смерти, их расстреливали вместе с семьями, над ними издевались.
Десятки тысяч детей были отняты у родителей и отправлены в Германию.
Дети с оккупированных советских территорий должны были выполнять самую низкоквалифицированную работу для новых хозяев.
Но это в лучшем случае. В худшем их отправляли в концлагеря, где они становились донорами крови для нужд вермахта, а когда не могли сдавать кровь — их отправляли в газовые камеры.
На детях ставили медицинские опыты, удаляли им органы, заражали инфекциями, переохлаждали...
Но дети войны были не только жертвами
— они были воинами, они сражались и становились героями.
Враг не делал скидки на возраст: если в его руки попадал маленький партизан, его пытали, а потом казнили наравне со взрослыми.
Но и дети войны не хотели, чтобы их считали малолетними иждивенцами. В тылу они занимали места ушедших на фронт родителей, работали наравне со взрослыми по 10-12 часов без выходных и отпусков.
В годы Великой Отечественной войны 15 % рабочих оборонных предприятий составляли дети и подростки до 18 лет
Больше 20 миллионов детей и подростков,
как и их матери, стали во время Великой Отечественной войны основной рабочей силой страны в сельском хозяйстве.
Во Всесоюзном соревновании по уборке урожая в 1942 году участвовало около пяти миллионов школьников.
Были среди них и герои, о которых узнала вся страна.
В ходе Великой Отечественной войны многие дети участвовали в боевых действиях, становились сынами полка, состоя полноправными членами партизанских отрядов.
Традиционно считается, что звания Героя Советского Союза были удостоены шесть пионеров:
- Леонид Голиков. Партизан, на его счету 27 боевых операций, 78 убитых фашистов. В 1942 году Голиков подорвал машину генерал-майора инженерных войск Рихарда фон Виртца. За этот подвиг он получил звание Героя Советского Союза посмертно.
- Борис Цариков. Прибавил себе один год и отправился в отряд к партизанам. Участвовал в боях, пускал под откос эшелоны с немецкой техникой. В 1943 году Цариков в составе группы минеров переправился на правый берег Днепра и установил Красное знамя. Погиб в возрасте 18 лет от пули немецкого снайпера.
- Зина Портнова. Состояла в организации «Юные мстители». Добавив яд в суп, она отравила более 100 офицеров. В дальнейшем её направили в партизанский отряд.
- Надежда Богданова. В 9 лет доносила партизанам важную информацию от немцев, притворяясь бездомным ребёнком.
- Александр Колесников. В 12 лет сбежал на фронт, притворившись сиротой. Ночью, во время воздушной атаки, он в лесу обнаружил немецкого военного, помог в задержании, став впоследствии «сыном полка». Занимался разведкой во вражеском тылу.
- Валя Котик. Самый юный Герой Советского Союза. В начале войны Вале было всего 11 лет. В феврале 1944 года, через 5 дней после своего 14-летия, в боях за город Изяслав юный боец был смертельно ранен и на следующий день скончался. инет
А БЫЛО И ТАК... Советские подростки, завербованные абвером
Из секретных ориентировок НКВД СССР от 1941 года:
"16 июля сего года Особым отделом НКВД 15-го стрелкового корпуса (Юго-Западный фронт) был задержан 14-летний Капчинский Тадеуш, который показал, что его послал на нашу сторону для шпионской работы офицер германской армии".
"5 августа сего года в районе скопления наших войск во время выбрасывания ракет были задержаны 12-летний Дорошев Пётр и 15-летний Авдеев Роман, которые на допросе показали, что... немцы обещали им по возвращении дать деньги, угостить сладостями, вином и катать на машине, а если они не выполнят их поручения, то арестуют их родителей".
За новую рубашку
Уже в первые недели войны органы госбезопасности СССР выявили факты использования несовершеннолетних советских граждан нацистскими спецслужбами.
К примеру, в сообщении управления НКВД по Смоленской области в Особый отдел НКВД Западного фронта от 4 сентября 1941 года говорилось:
"За последнее время германская разведка на Западном фронте практикует переброску через линию фронта детей и подростков с заданиями по разведке расположения наших аэродромов и частей Красной армии, а также для подачи световой сигнализации в местах скопления войск Красной армии и артиллерийских батарей".
В районе города Ярцево сотрудниками НКВД был арестован 11-летний Иван Петров. В ходе допроса удалось установить, что он совместно со своим односельчанином, 15-летним Михаилом Абраменковым, действовал по заданию немецкого офицера, который поручил мальчикам перейти линию фронта и выяснить расположение красноармейских частей. Немцы подарили Петрову чулки и ботинки, а Абраменкову - новую рубашку. По возвращении им обещали выдать соответственно 2 000 и 5 000 рублей. 17 и 18 августа Петров и Абраменков находились в советском тылу и записывали результаты своих наблюдений. В ночь на 18 августа, находясь рядом с одной из советских частей, они выпустили имеющиеся у них сигнальные ракеты. Подростков неоднократно останавливали армейские патрули, но они объясняли, что являются местными жителями, - и их без проверки отпускали. 19 августа несовершеннолетние шпионы отправились назад к немцам. По дороге Петров был задержан, Абраменкову удалось скрыться.
3 Сентября 1941 года в районе города Вязьмы был арестован 13-летний Николай Шалманов. Он признался, что работает на немцев и уже 4 раза переходил линию фронта. Шалманов назвал фамилии ещё семи подростков в возрасте от 13 до 16 лет, которые также выполняли задания германских командиров, собирая сведения о расположении советских воинских частей.
Шестилетняя отравительница
Поначалу немцы привлекали советских подростков к выполнению простых заданий: разведка в прифронтовой полосе и подача световых сигналов для авиационных налётов. Вербовка юных помощников вермахта происходила стихийно: детей подкупали подарками и обещали денежное вознаграждение, а также запугивали, угрожая репрессиями по отношению к их родственникам.
Немцы прекрасно понимали, что ребёнок не только привлечёт меньше внимания, но и вызовет у советских солдат сочувствие и желание помочь.
Чуть позже привлечение детей к сотрудничеству перешло на качественно иной уровень. Для несовершеннолетних шпионов и диверсантов стали открываться специальные школы и курсы. Первая такая школа уже в августе 1941 года заработала в городе Борисове на территории Белоруссии. Затем подобные заведения были организованы в Минске, Бобруйске, Могилёве и других городах. Сюда привозили подростков, согласившихся работать с немцами. Занятия длились от нескольких дней до двух месяцев, группы насчитывали от 5 до 20 человек. Подростков учили определять дислокацию воинских частей и их вооружение. На случай задержания для всех была подготовлена типовая легенда: немцы расстреляли родителей-коммунистов, а подросток, перейдя линию фронта, хочет стать воспитанником полка и бороться с оккупантами. Такая версия давала юному агенту возможность в случае провала затаиться - и проявить себя через годы. Намцы уже понимали, что война не обязательно закончится быстро и победно, поэтому старались работать на перспективу.
С середины 1942 года спецшколы для подростков стали готовить парашютистов и диверсантов. Количество учебных часов увеличилось. Распорядок дня обычно был очень жестким: подъём в 7 утра, занятия с 8 до 12, далее отдых, личное время и обед, снова занятия с 14 до 18 часов, ужин, опять занятия до 21 часа 30 минут, потом час личного времени и отбой.
Задания для юных помощников вермахта усложнились. Их даже планировали засылать в партизанские соединения и использовать для совершения терактов против личного состава и руководства.
В начале апреля 1943 года разведчики отряда "Искра" (Лидский район Белоруссии) задержали двух девочек: Лилию Лейман десяти лет и шестилетнюю (!) Екатерину Лебедеву. У них было задание отравить пищу партизан.
Палка колбасы
В июне 1943 года по инициативе капитана Фридриха Больца в абвере была разработана операция "Буссард", в рамках которой проходила подготовка юных советских агентов на территории Германии. Разведывательно-диверсионная школа "Гемфурт" находилась в одноимённом местечке под городом Касселем. Контингент обучали пятеро опытных разведчиков во главе с обер-лейтенантом германской армии Юрием Евтуховичем (по легенде - белоэмигрантом Юрием Ростовым-Беломориным).
Подростков привозили из детских домов и деревень, находившихся в районах Орши и Смоленска, а также попавших в концентрационные лагеря. Их статус приравнивался к статусу военнослужащего-добровольца, это позволяло получать усиленное питание и ежемесячное содержание - 30 марок.
Отбор будущих диверсантов проводился очень жестко. Сначала собирали группу наиболее физически развитых детей. Затем им бросали палку колбасы. Голодные подростки дрались за неё - и немцы имели возможность оценить их бойцовские качества.
В школе подростки обоего пола изучали топографию, шифровальное и подрывное дело, проходили парашютную подготовку. Обучение длилось от одного до шести месяцев, одновременно в школе занималось около 30 человек. Выпускников на самолётах забрасывали в советский тыл. Они имели при себе взрывчатку, замаскированную под куски каменного угля, советские деньги в сумме 400-450 рублей и зашитые в одежде пропуска для возвращение через линию фронта. Взрывчатку следовало подбросить в хранилища угля - а оттуда она попала бы на заводы или в паровозы железнодорожных составов.
Первые операции агентов из школы "Гемфурт" состоялись уже в августе 1943 года на железнодорожных станциях Ржева, Тулы и Курска. В частности, 15-летний выпускник школы Анатолий Якубов взорвал железнодорожное полотно - после чего был арестован сотрудниками НКВД. В сентябре 1943 года недалеко от Курска задержали группу юных диверсантов, в задачу которых входили ликвидация стратегических объектов и обрывы телефонных проводов.
Приказ вождя
После допросов чекисты узнали о существовании диверсионной школы для подростков. Это была серьёзная информация, о которой следовало доложить в Государственный комитет обороны (ГКО).
Таким образом с ней ознакомился глава страны Иосиф Сталин.
Сотрудникам НКВД повезло: в конце 1944 года к ним явился с повинной один из наставников спецшколы, бывший младший командир Красной армии Алексей Скоробогатов. В 1942 году он попал в плен, был завербован Евтуховичем и стал преподавателем спецшколы. Время от времени его также направляли в советский тыл для совершения диверсий.
Перевербованного Скоробогатова отправили назад. Он сыграл главную роль в последующем развале разведшколы "Гемфурт". Помогло происшествие: во время нахождения Алексея в советском тылу на местном артиллерийском складе по чьей-то халатности произошел взрыв, и немцы поверили, что агент выполнил задание.
Весной 1945 года Скоробогатов по заданию чекистов вывел всех оставшихся воспитанников школы в расположение советских войск, уговорив их добровольно сдаться.
Ранее, в начале сентября 1943 года, немцы забросили в районы железнодорожных станций Московской, Тульской, Смоленской, Калининской, Курской и Воронежской областей сразу 29 юных диверсантов. Все они явились с повинной в органы Смерша. О провале немецкой операции доложили Сталину. Вождь приказал: "Им учиться надо, а не в тюрьме сидеть. Соберите их всех и отправьте в ремесленное училище. А об опасности нашим коммуникациям доложить в ГКО"
Но так повезло далеко не всем. Вышеупомянутый Анатолий Якубов был приговорён к 25 годам заключения. Многие другие подростки также получили длительные сроки. А уж тех, кого поймали на передовой или в партизанском отряде, как правило, после допроса расстреливали. Жестокие законы войны не позволяли сохранять жизнь предателям - даже если они были детьми. автор текста Елена ГРИЩЕНКО
журнал "Секретные архивы" № 7 \ 2025
материал подготовила Ангелина Ч., г. Москва