Самый таинственный гений, он промчался над шахматным миром, как вихрь, и прекратил играть совсем молодым Пол Морфи считался безумцем Но ни один из современников не смог победить его!
Его феномен так и остался загадкой и для шахматистов, и для психологов.
Коллекция дипломов
Он родился 22 июня 1837 года в Новом Орлеане. Отец - блестящий адвокат - происходил из ирландских эмигрантов-якобитов. Мать была богатой наследницей знатного французского рода. В семье не знали проблем с деньгами. Полу Чарльзу не пришлось пробивать себе путь в общество. Но родители сызмальства видели в нём гения. Мальчику нанимали лучших педагогов города, чтобы он стал лучшим во всём.
Пол отличался фантастической памятью и живым умом. Рано научившись читать, он быстро получил доступ к отцовской "взрослой" домашней библиотеке, а закончил образование в колледже Спринг-Хилл в Алабаме.
Пол в совершенстве знал четыре языка, историю, литературу и, конечно, правоведение.
В семье не сомневались, что мальчик продолжит дело отца. После получения звания доктора наук Пол задержался в колледже ещё на год, изучая математику и философию. Он как-будто коллекционировал дипломы, которыми его награждали за успехи в науке.
Гроза шахматистов
В семье Морфи многие играли в шахматы: отец, дядя, дедушка. Но никто из них специально не учил Пола.
Он сам нашел для себя отдушину в этой сложной игре. И в 9 лет уже стал одним из лучших игроков Нового Орлеана.
Ему было 12 лет, когда в город приехал знаменитый венгерский гроссмейстер Иоганн Левенталь.
Шахматист, пораженный способностями мальчишки, предложил ему сыграть три партии. Две из них выиграл Морфи.
Третья то ли закончилась вничью, то ли была доиграна.
Но одолеть американского ребёнка с серьёзными глазами знаменитый шахматист не сумел.
Становиться профессионалом, шахматным гастролёром Пол не желал.
Но осенью 1857 года он получил приглашение на Первый американский шахматный конгресс - своеобразный шахматный чемпионат страны, на который прибыли и сильные европейские гроссы.
Морфи сначала не хотел туда ехать. Он был, с одной стороны, крайне честолюбив и не мог представить себя проигравшим.
С другой - самоуверенно считал, что в Америке нет шахматиста, равного ему. С третьей - ему было жалко тратить время на игру.
В итоге он отправился на конгресс и просто разгромил всех соперников.
Джеймс Томпсон, Александр Бофорт Мик проиграли ему 0 : 3. Теодор Лихтенхайн сделал в четырёх партиях одну ничью и трижды сдался.
Опытный немец Луи Паульсен сумел выиграть одну партию, но проиграл пять.
Игра Пола изумила знатоков. Казалось, этот немногословный молодой человек наперёд знал каждый шаг своих противников.
Все его комбинации были безупречно задуманы и всегда приводили к намеченному результату.
Особенно эффектно он играл дальнобойными фигурами - ладьями и слонами, зачастую разрезая ими всю доску.
До Морфи никто не играл в таком атакующем, смелом, и в то же время беспроигрышном стиле. Настоящий кудесник!
И это притом, что прежде он практически не сталкивался с сильными соперниками. Он как-будто создал шахматный мир в собственном воображении.
В Европу!
Все игроки признали его безоговорочный авторитет. Американская шахматная ассоциация бросила клич, приглашая лучших европейских маэстро в Нью-Йорк, где давала небывалые деньги - от 2 000 до 5 000 долларов - в случае победы над Морфи.
Но желающих не нашлось.
Тогда Морфи написал письмо британскому шахматисту Говарду Стаунтону, который считался лучшим игроком мира.
Но британец ответил, что не желает ехать в США. Он ждал Морфи в Старом Свете. "Что ж, если Европа не едет ко мне, отправлюсь в Европу я!" - решил американец.
И Пол отправился в путешествие - в первый и последний раз в жизни.
Только Стаунтон под разными предлогами уклонялся от матча с Морфи. Видимо, он хорошо изучил партии молодого гения и понял, что не сможет у него выиграть.
Правда, когда мэтр всё же пересёкся с Морфи в Англии, то пригласил его в свой дом. И там они сыграли две консультативные партии - двое надвое. С одной стороны доски - Стаунтон и Джон Оуэн, с другой - Морфи и Томас Барнс.
В обеих партиях Морфи оказался сильнее.
Шахматисты играли неторопливо, прерываясь на объяснение ходов и комбинаций. Но Стаунтон лишний раз убедился в силе Морфи, который продолжал свои гастроли по Европе.
Игра вслепую
Одну из самых ярких партий Морфи сыграл в 1858 году в итальянской опере во время исполнения "Севильского цирюльника".
Его соперниками стали два аристократа - граф Изуар и герцог Брауншвейгский.
Пол, который хотел побыстрее закончить партию, непринуждённо пожертвовал им последовательно коня и ферзя и поставил чистый мат слоном и ладьёй. Эту легендарную партию и сегодня знает каждый любитель шахмат.
Американец разгромил всех сильнейших европейских шахматистов, в том числе немца Адольфа Андерсена, отобравшего корону шахматного короля у Стаунтона. Андерсена Морфи одолел в двух матчах, не оставив ему никаких шансов.
Именно он первым в мире стал проводить сеансы одновременной игры. Причём против Морфи действовали сильнейшие шахматисты.
Так было в знаменитом парижском кафе "Режанс". Он вслепую, с завязанными глазами, выиграл матч на восьми досках.
Подчас его сеансы продолжались по 10 часов!
Первая депрессия
После побед над Андерсеном Морфи потерял интерес к игре. Более того, отныне шахматы вгоняли его в депрессию, хотя он по-прежнему громил всех, кому удавалось уговорить его сесть за доску.
А ведь ему в то время шел только 22-й год!
Морфи просто не видел достойных соперников, и это удручало его. Он готов был играть, только предоставив оппоненту фору: пешку и очередь хода. Иначе нервничал и скучал.
Кстати, он не любил, когда его называли игроком. Это в казино игроки. А Морфи относился к шахматам как к искусству и неизменно отказывался от гонораров за победы. Часто даже отдавал деньги проигравшим соперникам.
Для него главным было подтвердить свою славу непревзойдённого шахматиста.
Безумец из Нового Орлеана
В 1859 году Морфи вернулся в США. Америка восторженно приветствовала своего гения, который отныне... не желал больше и слышать о шахматах. Пол Чарльз предпочёл открыть юридическую контору. Но его удручало, что все клиенты пытались затеять с ним разговор об игре, тогда как он испытывал к ней отвращение.
И в конце концов Морфи бросил работу.
Все считали поведение Пола странным, называли его сумасшедшим. И похоже, были недалеки от истины. Судя по всему, психика гения не выдержала того напряжения, которому он подверг её в юности, когда постиг тайны шахматной игры.
Он действительно вёл себя своеобразно.
Так, однажды забежал в контору к знакомому и заявил, что ему срочно нужны 200 долларов. Тот предложил сыграть в шахматы. Морфи отказывался, но приятель уговорил его.
Тогда Пол намеренно быстро проиграл партию и убежал, не взяв денег. И это был лишь один из множества подобных случаев. К тому же у Морфи развилась мания преследования. Он был уверен, что его хотят отравить, и ел только пищу, приготовленную только матреью и сострой. Парикмахеров подозревал в намерении перерезать ему горло и потому не посещал их.
Ссутулившись, прогуливался по городу, чураясь разговоров. Но иногда мог часами идти за понравившейся ему женщиной, не на шутку её пугая.
Сестра не раз пыталась сдать его в психиатрическую лечебницу, но Морфи отчаянно сопротивлялся. Так продолжалось 25 лет.
А в 47 он умер. После длительной прогулки по полуденной жаре Пол Чарльз принял прохладную ванну - и заработал инсульт.
Морфи остался легендой в мире интеллектуальных игр. Знаменитый Бобби Фишер назвал американца "самым точным игроком, который когда-либо садился за шахматную доску". автор текста Евгений АЛЕКСАНДРОВ? журнал "Ступени Оракула" № 4 2025
P.S. ВНИЧЬЮ С ДЬЯВОЛОМ
В 1830-е годы немецкий живописец Мориц Ретч создал картину "Шахматисты", на которой изображен Сатана, играющий в шахматы с юношей. Положение фигур на доске такое, что молодой человек обречён на поражение.
А на кону - его душа...
Многие шахматисты XIX века реконструировали эту партию и пытались разыграть её, но только Полу Морфи удалось, выступая против дьявола, добиться ничьей. материал подготовила Ангелина Ч., г. Москва