Сколько тростей нужно было аристократу?
В литературных кругах пушкинисты любят рассказывать историю о трости Александра Сергеевича. Якобы поэт носил с собой железную трость весом аж в 16 килограммов. На прогулках он размахивал ею и подбрасывал её в воздух, чтобы на дуэли, коль случится, рука не дрогнула. Правда, в 16 кг верят не все, и на то есть основания.
В словаре Даля трость определяется как "палка, посох, жезл из сплошного, гибкого и весьма крепкого тростника",
а также "всякая ручная палка или посошок пешехода, чисто обделанный или в оправе".
Тростник или дерево ?
Филологи считают, что слово "трость" присутствовало уже в старославянском языке. Возникло оно от слова "тростник".
Однако логика здесь хромает, ибо тростник в Восточной Европе - высокое травянистое растение, растущее по берегам водоёмов и на болотах.
С давних времён славяне использовали тростник для строительства лёгких построек, изготовления циновок и корзин.
Но опираться на стебель тростника (пусть даже и толстый) при ходьбе - занятие заведомо провальное.
Куда больше для этого подходила обычная деревянная палка. При преодолении значительных расстояний на открытой местности она служила человеку надёжной помощницей. И не только как опора при ходьбе, но и как помощник в защите от врага или дикого зверя.
В поисках съедобных корней или насекомых древние люди палкой рыхлили землю. А приделав к палке заточенный камень, можно было получить копьё или топор.
Усовершенствовав форму палки, человек получил посох - который стал предшественником трости.
Логично, что посох стал неотъемлемым спутником всех странников. Когда же человек приручил домашних животных, посох взяли на вооружение и пастухи. Им он служил не только как средство опоры при ходьбе, но и помогал подгонять и сбивать в стадо овец. А чтобы вычленить из стада нужную особь, пастухи сгибали верхний конец посоха, придавая ему крючковатую форму.
Концепция "пастух - стадо", подразумевая пастыря и паству, стала основополагающей не только для многих религий, но и лоя правителей.
Впервые эта метафора появилась задолго до христианства. В Шумерском царстве, возникшем в IV тысячелетии до нашей эры, одной из регалий царя являлся посох пастуха, начисто лишенный драгоценных украшений.
Шумерские правители полагали, что сделанный из священного дерева посох наделял владельца такой же силой над остальными, которой пастух обладает над овцами.
В Древнем Египте посох являлся одним из символов солнца. Египтяне полагали, что при сокращении световых дней солнце не может подняться высоко, а потому надо ему помочь опорой - посохом.
День осеннего солнцестояния здесь считался днём рождения Солнца-Посоха.
В гробнице фараона Тутанхамона наряду с классическими посохами нашли предметы и поменьше. Длиной от 90 сантиметров, они вполне могут претендовать на звание трости.
Они выполнены из металла, стекла, дерева, украшены цветными перьями птиц, переливающимися крылышками жуков, монограммами и орнаментами.
Королевский атрибут
Несмотря на то что трость была известна ещё в незапамятные времена, долгое время она не могла выйти из тени своего предка - посоха. Последний был могуч, величественен и брутален.
Но когда в Европе наступила эпоха барокко, величие и брутальность уступили место изяществу и кокетству.
Именно в эти времена, точнее при правлении Людовика XIV, трость вышла из тени предка.
Моду на неё ввёл тот самый французский монарх, который не выходил без неё на публику.
Историки считают, что всё из-за того, что Людовик XIV носил высокие каблуки и трость служила ему дополнительной опорой.
У короля имелась трость, набалдашник которой в виде орла был украшен 24 бриллиантами.
У регента Франции, одного из самых отъявленных повес того времени, был огромный и знаменитый бриллиант под названием "Регент", который украшал набалдашник его трости.
Вольтер, считавший, что он живёт вдали от модной чепухи, имел 80 тростей.
Руссо, бедняк и апостол простой жизни, владел 40 тростями.
Граф фон Брюль, создатель знаменитой Брюльской террасы в Дрездене, владел тремя сотнями тростей, к каждой из которых прилагалась табакерка, по одной на каждый из его костюмов.
В общем, мода на трость у аристократии в Европе XVII - XVIII веков была повсеместной.
Супруга короля Франции Людовика XVI Мария-Антуанетта любила выходить в свет с подобием пастушеского посошка. Копируя привычки королевы, трость стали носить и другие аристократки.
Огромную роль в распространении трости по Европе, помимо влиятельных особ, сыграли монашеские ордена, появившиеся по всему континенту. У членов ордена трость стала играть роль знака опознавания "свой-чужой".
Кавалеру ордена предписывалось иметь в своём распоряжении трость, в отделке которой можно было заметить эмблему ордена. Чаще всего такие трости изготавливали из чёрного дерева, но не только.
Со временем трость перестала быть атрибутом аристократов или кавалеров орденов, а стала достоянием всех модников Старого Света.
Классический пример - дресс-код английского джентльмена XIX века.
Русский вариант
Согласно распространённому мнению, трость, как и другие новинки, в Россию привёз Пётр I. Однако это не так.
В XVI-XVII веках в русском стрелецком войске "начальные люди" (офицеры) отличались от рядовых стрельцов покроем одежды, вооружением, а также имели трость, рукавицы или перчатки с запястьями.
В войске Донском у войскового атамана в качестве знака отличая имелась трость, называемая "насека".
Передавая свой пост вновь избранному атаману, уходящий отдавал и эту насеку.
Желая придать войсковым атаманам больше важности и власти, Пётр I в 1704 году пожаловал Войску Донскому серебряную печать и насеку, украшенную на концах серебряною оправою. На верхней оправе была надпись: "Насека войска донского 1704 г."
Сам русский император тоже любил носить трости, которых у него была целая коллекция. Особенно царь ценил экземпляры, отличавшиеся интересными техническими решениями.
Например, трость-шпага или трость с подзорной трубой в набалдашнике. Была у Петра и трость-линейка с разными мерами длины: саксонский фут, шведский, данцигский. Император носил такую трость, чтобы иметь возможность сопоставлять меры длины, которые использовались в разных странах Западной Европы. А за победу при Калише (1706 год) Пётр пожаловал князю Александру Меньшикову трость, изготовленную по его эскизу. Её рукоять была усыпана бриллиантами и увенчана крупным изумрудом.
Также в Оружейной палате Московского Кремля хранится трость собственноручной работы Петра Великого.
Она изготовлена из яблоневого дерева, в верхней половине обтянута тиснёной кожей, медный круглый набалдашник украшен украшен резным геометрическим узором, наконечник - железный, с гранёным шипом.
В течение XVIII века трость планомерно утверждалась в качестве атрибута русского офицерства. Первыми их стали носить полковники и генералы.
Причём приобретали они трости за свой счёт и на свой вкус.
В 1793 году Екатерина II подписала циркуляр, упорядочивший форму офицерской трости: "Её Императорское Величество Высочайше повелеть соизволила тростей со вделанными в них потаёнными кинжалами, клинками и с другими орудиями никому не носить".
Нелюбимый сын Екатерины - Павел I - официально ввёл трость в состав офицерской формы. Мемуарист Филипп Вигель описывал её как "простого дерева форменную палку с костяным набалдашником".
Одной из них владел самый выдающийся русский полководец Александр Васильевич Суворов. В длину его трость из пробкового дерева составляла 89 сантиметров при весе 589 граммов. Именно с ней любили изображать Суворова художники и скульпторы.
Разумеется, офицерская мода на трости быстро перекинулась и на гражданское общество.
Не избежал любви к тростям и Александр сергеевич Пушкин. У него было несколько тростей. С чёрной тростью с набалдашником из слоновой кости и надписью "А.Пушкинъ" поэт любил гулять в Летнем саду.
А трость с пуговицей из мундира Петра I, подаренной прадеду Пушкина Ганнибалу, поэт носил по особым случаям. Его знаменитая железная трость весила около 4 килограммов, а не 16, как любят рассказывать псевдознатоки.
Пудовая трость была по силам немногим. Например, знаменитому борцу Ивану Поддубному, который любил подшучивать над швейцарами в ресторанах, передавая им на хранение этот предмет.
автор текста Лев КАПЛИН
журнал "Загадки истории" № 37 \ 2025
Воланд де Морт
Чарли Чаплин
Офицеры-сотники
Суворов А.В.
для стариков
клюка
Юрий Никитин, описывая старину в трилогии "Трое из леса" (книга "Святой ГРААЛЬ") так пишет об этих предметах:
... на героев напали страшные звери, вылезшие из земли. По дороге шли калики-паломники. В руках они держали посохи, клюки, вериги, цепи. И этими атрибутами они избивали зверей.
"Калики суматошно метались, размахивая клюками и цепями, на обочине уже лежали три чудовища с разбитыми головами и перебитыми хребтами. Невообразимо толстые костяные щиты зияли жуткими трещинами, у ближайшего зверя была сплющена голова, словно попала между молотом и наковальней немысленных размеров...
"У одного зверя огромная голова, закованная в прочнейший панцирь, напоминающая гранитную скалу, от удара ПОСОХОМ треснула и раскололась на две половинки, как протухшее яйцо".
Один калика с отвращением отшвырнул окровавленную клюку, к которой прилип зелёный мох и мелкие обломки раздробленной кости. Клюка упала перед Томасом, зарывшись на ладонь в твёрдую как камень землю, и Томас, движимый понятной благодарностью, поспешил нагнуться, желая поднять и очистить... Его пальцы соскользнули со скрежетом. Томас не понял, ухватился двумя руками, поддев клюку снизу, рванул кверху, но клюка словно вросла в землю..." Он несколько раз пытался поднять клюку, но она не поддавалась.
Его друг, Олег Вещий, сказал: - Не надо, пуп развяжешь... На эту клюку ушло пудов 40 железа, если не больше...