Если бы в Японии 1970-х произошел антиамериканский мятеж?
Писатель- самурай Юкио Мисима (настоящее имя - Кимитакэ Хираока) родился 100 лет назад, в январе 1925 года.
Уже к 28 годам он обрёл мировую известность как состоявшийся литератор и самый молодой японский автор с изданным собранием сочинений.
Трижды Мисима рассматривался как претендент на Нобелевскую премию, но так ни разу её и не получил.
Будучи от рождения хилым и болезненным подростком, после путешествия в Грецию Мисима пришел в восторг от античных идеалов красоты. Он решает создать своё тело заново, сделать из него подобие греческой статуи.
И берётся за дело с фанатичным упорством. Несколько лет ежедневных многочасовых тренировок, плавание, поднятие тяжестей - он упорно и скрупулёзно лепит новое, совершенное тело.
Когда в 1963 году статью о культуризме в одной из энциклопедий снабдили фотографией писателя, он отметил это событие как "счастливейший момент жизни".
Игрушечная армия правого радикала Мисима становится практически поп-идолом.
Помимо успешных романов и пьес он снимается в кино, пробует себя в роли фотомодели и режиссёра.
При живой жене он не особо скрывает свои "нетрадиционные" пристрастия - роман "Исповедь маски" по тем временам становится просто скандальным.
Для Мисимы не существовало понятия добра и зла, а только лишь "красота" и "сила".
Его всегда привлекали образы бунтарей, сильные личности, идущие наперекор условностям и общественной морали.
И вдруг, достаточно неожиданно Мисима создаёт военизированное "Общество щита".
В основе идеологии объединения лежали возрождение самурайских традиций, обожествление императора и безграничная преданность родине. "Общество щита" ставило своей целью "реинкарнировать" современную Японию в ту самую - традиционную...
Но, несмотря на амбициозность и высокую риторику лидера, общество не выглядело серьёзной политической силой. "Игрушечная армия капитана Мисимы" - иронично называла их пресса.
Сотня рекрутов, не больше - только потому, что больше Мисима просто "не вывозил" финансово, все расходы по содержанию "Общества щита" он взял на себя.
Это закончилось попыткой "переворота" (именно в кавычках), неудачей и эффектным самоубийством Мисимы по всем строгим канонам самурайского сеппуку.
Переворот, осуществляемый силами пяти человек, вооруженных мечами, вы серьёзно?
Даже в историю он вошел только как "инцидент Мисимы". Даже не мятеж.
Сейчас историки сходятся на том, что это был не политический, а только эстетический акт.
Перформанс в стиле театра кабуки, театрализованный уход со сцены эпатажного писателя.
А предшествующие игры в "ультраправого" - всего лишь антураж, подготовка соответствующих декораций.
И с этим трудно поспорить. Но мы попытаемся.
Неожиданный поворот
Что, если Мисима решил бы сыграть "в политику" безоглядно, напоследок - но всерьёз? Если бы он был чуть меньше романтиком, а больше - прагматиком?
Разве история не знает случаев, когда маргиналы и авантюристы становятся политическими лидерами? Сколько угодно.
Да, "инцидент Мисимы" был заведомо провальным. Но шанс на успех у писателя-самурая всё же был.
Идеи, которые декларировал Мисима, были достаточно популярны в послевоенной Японии. После разгрома на море и суше и последовавшей за тем оккупации Япония чувствовала себя униженной.
Кроме того, навязанная Японии послевоенная конституция 1947 года включала статью, которая запрещала Японии иметь вооруженные силы и участвовать в войне.
Тем не менее с 1954 года она использовала так называемые Сила самообороны. Реваншистские и антиамериканские настроения были достаточно популярны в Японии, особенно среди военных и силовиков.
Не будем забывать, что Мисима со товарищи сравнительно легко проник на военную базу, ибо был туда вхож и, что называется, рукопожатен. Так что определённый шанс найти единомышленников не только среди студентов, но и среди достаточно серьёзных "тяжеловесов" у него был.
Итак, в 1970 году Мисима не стал врываться на базу, размахивая катаной. Вместо этого он начинает широкую агитационную работу с массами. Ему легко удаётся договориться о своём эфирном времени на телевидении - ведь он по-прежнему популярен.
Мисима начинает выпускать газету "Рассвет самурая", где с присущим ему литературным талантом пишет публицистические статьи на тему возрождения Японии. У него появляется всё больше сторонников, "Общество Щита" обретает всё больше приверженцев и становится серьёзной политической силой.
Мисима выступает на митингах, издаёт газету и многочисленные листовки. Его политическая позиция проста и доходчива, как удар кастета в голову:
"Вы должны восстать, чтобы защитить Японию! Японские традиции! Историю! Культуру! Императора! Самураи вы или нет?! Почему вы не проснётесь? Вместе мы вернём Японии её былую чистоту и величие!"
Риторика самая незамысловатая, но находит отклик у японцев, уставших от американского "покровительства".
Вторая революция Мэйдзи
Теперь за Мисимой не горстка ряженых студентов, а тысячи молодых радикалов по всей стране, которые любят и умеют драться и готовы выйти на улицы по команде своего лидера.
В его ближайшем окружении - ветераны Второй мировой войны, оказавшиеся не у дел, но сохранившие влияние и авторитет в Силах самообороны.
В его кабинете на стене висит портрет Рёмы Сакамото, самурая, вернувшего власть императору 100 лет назад, в 1867 году.
Представители крупного капитала сначала осторожно, а потом всё охотнее начинают вкладывать деньги в яркого и харизматичного политического лидера.
Путч 1973 года проходит быстро и обходится малой кровью.
Переворот получает название "Вторая революция Мэйдзи". Номинально вся полнота власти переходит к императору, но лидером нации с почти неограниченными полномочиями становится Юкио Мисима.
В своей почти трёхчасовой речи по телевизору он обозначает основные постулаты развития страны в ближайшем будущем.
Мисима снова говорит о воскрешении былого величия нации, о возрождении самурайских традиций, о сильной и независимой Японии.
В его речи почему-то отсутствует антиамериканская риторика, зато есть антисоветские эскапады. Это уловка Мисимы, который за предыдущие три года стал ловким политиком и прожженным интриганом. Он понимает, что пока не готов к открытой конфронтации с США, и не хочет, чтобы американцы испугались. И его хитрость полностью удаётся.
Америка снисходительно смотрит на самостоятельную Японию, уверенная, что та станет естественным противником СССР. Кроме того, США по уши увязли во Вьетнамской войне. Американцы понимают, что ещё один военный конфликт они не потянут, и Мисима полностью использует полученную передышку.
Невероятными темпами развивается японская промышленность, в том числе военная.
Со стапелей сходят авианосцы, крейсера и дредноуты, построенные по последнему слову техники. Японцы любыми средствами добывают новые технологии. Для промышленного шпионажа используют даже реликтовых ниндзя и вполне современных якудза.
И вот когда Япония обрастает стальными мускулами не хуже, чем у её бессменного лидера, Мисима в очередной раз элегантно "переобувается".
Он летит в Москву, Брежнев получает орден Хризантемы, фамильную катану и заверения в вечной дружбе. Из СССР в Японию начинает поступать сырьё, Япония исправно являет экономическое чудо и... готовится к войне с США. "А вот теперь, гады, вы мне за Хиросиму ответите!" - хищно улыбается Мисима...
автор текста Дмитрий ЛИТВИНОВ
материал подготовила Ангелина Ч., г. Москва