ПРИЗМА

NEO - жизнь в матрице!?
Ваши материалы:
Гость
Приветствую Вас уважаемые Друзья (пользователи сайта) и гости (посетители), на этой страничке Вам будут предложены разлияные новости. Надеюсь они будут Вам интересны, а также на то, что и ВЫ что-либо опубликуете ... ***


select your language and click on flag
ruРусский enEnglish deDeutsch
frFrançais esEspañol itItaliano
nlNederlands svsvenska fisuomi
zh中文(简体) arالعربية">‏العربية ja日本語


  • adelaida
    тема: иные

Statistik
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
пользователей за сегодня
материалы сайта
комментариев: 183
в блогах: 2080
в новостях: 549
в статьях: 116
записей в гостевой книге: 1
архив материалов

00:16
исповедь сердца
 


Александр Александрович Алябьев родился 15 августа 1787 года в Тобольске в семье гражданского губернатора.
Ко времени рождения Саши в 1787 г. его отец стал губернатором ТОБОЛЬСКА. Назначение получил из рук императрицы Екатерины II  В Тобольске он возродил театр, в котором ставились злободневные пьесы, построил новую типографию, где печатались уникальные периодические издания ссыльных литераторов -- глава города благоволил им и старался всячески облегчить их судьбы.
Маленький Саша впитывал увиденное и услышанное в родительском салоне, что впоследствии существенно повлияло на его творчество. И дом Алябьевых был музыкальным, здесь играли и родители, и гости — ссыльные, которым покровительствовал отец будущего композитора.
В 1796 году семья переехала в Петербург, где отец получил должность в Берг-коллегии — Горном ведомстве, где Саша с 14 лет был уже зачислен учеником чертёжника и брал уроки музыки у Иоганна Генриха Миллера. Спустя несколько лет он переехал в Москву, где поступил в пансион при Московском университете и стал изучать основы композиции у знаменитого ирландского композитора и пианиста Джона Филда. Ему А. посвятил своё первое авторское сочинение - "Полонез для фортепиано".

 В 1810 году были изданы первые сочинения Алябьева — романс и вальсы. Московские салоны манили молодого провинциала.
Балы, приёмы, мимолётные романы, лёгкий флирт, карты, шампанское - всему этому Саша отдавался с удовольствием. Однако беззаботная жизнь и музыкальные занятия были прерваны Отечественной войной, начавшейся 12 июня 1812 года.

 Александра зачислили в казачий полк и отправили в действующую армию на Украину. Он познакомился с Денисом Давыдовым и поступил в его партизанский отряд, а после был направлен в Иркутский гусарский полк, который стоял тогда в белорусском Кобрине. Там он подружился с Александром Грибоедовым и Николаем Толстым — отцом Льва Толстого. По ходу действий он оказывался в самых опасных точках, неоднократно ходил в разведку, демонстрировал невиданное мужество, находчивость, смекалку, участвовал в лихих атаках, лично взял в плен неприятельского генерала, был неоднократно ранен. В редкие часы затишья не расставался с нотами и сочинил элегантный струнный квартет, виртуозное фортепианное трио и квинтет, множество романсов, среди которых элегия на стихи Пушкина  "Погасло дневное светило"

На военной службе Александр получил два ордена Святой Анны третьей степени, орден святого Владимира четвертой степени, медаль «В память Отечественной войны 1812 года». Родные отмечали, что он — «преисправный и храбрый офицер».
12 февраля 1822 года в Большом театре Петербурга прошла премьера водевиля Николая Хмельницкого с музыкой Алябьева, Людвига Вильгельма Маурера и Алексея Верстовского «Новая шалость, или Театральное сражение». Алябьев дебютировал как театральный композитор.

В январе 1823 года в театре на Моховой поставили оперу-водевиль «Деревенский философ», а в июне — с разницей в неделю — в Петербурге и Москве прошла премьера оперы Алябьева «Лунная ночь, или Домовые», которая имела большой успех. Владимир Одоевский позже писал: «Оперы Алябьева ничем не хуже французских комических опер».

Музыкальный успех и сибирская ссылка
Композитора тем временем стала все больше тяготить военная служба. Он подал прошение об отставке, и в конце 1823 года вышел приказ о его увольнении.  В его личном военном формуляре значилось:
" По высочайшему приказу уволен от службы в связи с раною в звании подполковника с мундиром и пенсионом полного жалованья"
Алябьев обосновался в Москве. Он участвовал в музыкальных вечерах, которые проходили в доме Марии Ивановны Римской-Корсаковой. Позже ее младшая дочь Екатерина стала супругой композитора.
Пока он воевал, ушли в мир иной его мать и отец. Не был решен и жилищный вопрос. Он говорил товарищам:
" В бою я чувствовал себя нужным и необходимым, мной владел азарт битвы, я испытывал жажду победы. А в мирное время жизнь кажется неинтересной и пресной."
В 1825 году музыка Алябьева прозвучала в московском Большом театре. Для открытия нового здания театра Михаил Дмитриев написал поэтический пролог «Торжество муз». Музыку к нему создали Фридрих (Федор) Шольц, Алексей Верстовский и Александр Алябьев.
Однако в жизни Алябьева были не только музыкальные вечера и театральные премьеры, но и азартные игры.
Современники отмечали вольнолюбивый нрав Александра и его взрывной характер, жаждущий правды и справедливости. Это приводило к частым конфликтам с полицейскими чинами.
Холодным душем для него оказались события 24 февраля 1825 года. В тот вечер на квартире  играли в карты,собралась шумная компания, случилась ссора. Один из участников конфликта воронежский помещик Времев поссорился с Александром и произошла драка. Через три дня помещик умер от апоплексического удара. А один из свидетелей рассказал в полиции, что погибшего ударил Александр Алябьев.
И медики совершенно неожиданно дали заключение, гласившее : " Помещик Времев скончался в результате тяжелых побоев".  Других доказательств и подобных показаний не было, однако композитор оказался в тюремной камере. Свидетели показывали, что помещик участвовал ещё в одной уличной драке, где и мог получить тяжелую травму. Дело стало обрастать жуткими подробностями.
Но несмотря на это суд признал Алябьева невиновным в убийстве, но зато вменил в вину "запрещенные игры, участие в драках, пьянство и непристойной поведение"
Даже там он продолжал писать музыку, которая звучала на театральных сценах. Пока тянулся судебный процесс, Алябьев сочинил несколько опер-водевилей, романс «Соловей», вокальную миниатюру на стихи Антона Дельвига.
1 декабря 1827 года Государственный совет вынес обвинительный приговор: Александра Алябьева лишили дворянского звания, наград и сослали в Сибирь.

Таинственный А. А.  
В феврале он прибыл в Тобольск и поступил под надзор губернатора Западной Сибири Ивана Вельяминова. Вельяминов позволил композитору заниматься музыкой. В тот же год в Тобольск из Омска перевели оркестр «казачьей музыки». Алябьев взял его под свою опеку. Они много репетировали, и коллектив стал полноценным симфоническим оркестром, который играл на балах и давал концерты.
 
Благодаря хлопотам Вельяминова и родных в 1832 году Алябьеву удалось выехать на Кавказ — лечить глаза. Конечно, там он тоже находился под «строгим наблюдением». Алябьев увлекся кавказским фольклором.
Композитор сочинил романсы, вдохновленные кабардинскими, черкесскими, грузинскими мелодиями.
Они вошли в сборник «Кавказский певец». Тогда же Алябьев начал работать над музыкой к кавказской повести Бестужева-Марлинского «Аммалат-бек». Позже это произведение стало основой для одноименной оперы.
В 1833 году композитору позволили поселиться в Оренбурге, где он попал под крыло генерал-губернатора Василия Перовского — участника Отечественной войны, ценителя искусств. Рискуя собственной карьерой, Перовский добивался для ссыльного разрешения жить в Московской губернии, в имении родных.
Александр по-прежнему много сочинял. В 1838 году он написал музыку к пушкинской «Русалке» — эта работа была навеяна впечатлениями от гибели поэта. Спектакль представили на сцене московского Большого театра.
Вместо имени композитора на афише спектакля были указаны только инициалы — «А. А.».
Жена - Екатерина Александровна Офросимова, в девичестве - Римская-Корсакова (1803-1854). 
Своих детей у Алябьевых не было, но они заботились о Леониле Пассек (сестре Вадима Пассека, историка Симонова монастыря), которую будущая жена композитора взяла на воспитание.

В 1843 году после бесчисленных прошений Алябьеву наконец разрешили жить в Москве. Дворянское звание ему не вернули.
В Москве композитор стал постоянным участником «четвергов» в доме Александра Вельтмана — лингвиста, поэта, археолога.

На этих вечерах собирались известные писатели, музыканты и ученые. Много времени Алябьев уделил хоровому творчеству: он написал и подготовил к изданию «Собрание разных русских песен» для хора.
В него вошли миниатюры, на стихи Александра Пушкина, Антона Дельвига, Василия Жуковского, Николая Карамзина и других поэтов. Однако сборник был издан только в 1952 году.
Этот самый счастливый и плодотворный период в творчестве был прерван тяжелым сердечным приступом, случившимся 6 марта 1851 годы Срочно вызванному эскулапу осталось только развести руками и констатировать смерть. За гробом композитора шли безутешная Катя , друзья и поклонники.
 Его похоронили в родовой усыпальнице в Симоновом монастыре. Однако в годы советской власти монастырь был разрушен — и вместе с ним уничтожены могилы композитора и его родственников.

 
ИЗВЕСТНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ АЛЕКСАНДРА АЛЯБЬЕВА
Романсы:  -
-- 
На стихи Пушкина: «Два ворона», «Зимняя дорога», «Певец»;      --  На слова Антона Дельвига: «Соловей» (1826 г.), «Кудри»;
--  На слова Ивана Веттер: «Иртыш» (1829 г.),     «Прощание с соловьем на Севере», «Сибирская песня»
--  «Вечерний звон» (слова Ивана Козлова),    --  «Дубрава шумит» (слова Василия Жуковского), 
--  «Жаль мне и грустно» (слова Ивана Аксакова),   --  «Нищая» (слова Беранже в переводе Дмитрия Ленского), 
--  «Пахитос» (слова Ивана Мятлева),  --  «Тайная скорбь» (слова Александра Вельтмана),
--  «Что поешь, краса-девица» (слова В. Домонтовича),   --  «Я вижу образ твой» (слова А. Бистрома), 
--  «Ясны очи» (слова Дмитрия Ознобишина).
Оперы:
--  Лунная ночь, или Домовые (1822, пост. 1823, Большой театр в Петербурге).     --  Буря (1830-е гг.)
--  Эдвин и Оскар (1830-е гг., не окончена).  --  Волшебная ночь (1838-1839, не окончена)
--Рыбак и русалка, или Злое зелье (1841-1843).  --  Аммалат-Бек (1842-1847)

Оперы-водевили:
--  Новая шалость, или Театральное сражение (совм. с А. Н. Верстовским и Л. В. Маурером, 1822 г., Большой театр, Санкт-Петербург)   --  Деревенский философ (1823 г., театр на Моховой, Москва). 
--  Хлопотун, или Дело мастера боится (совм. с Верстовским, 1824 г., Малый театр, Москва)   --  Проситель (совм. с Верстовским, Мих. Ю. Виельгорским и Ф. Е Шольцем, 1824 г., театр на Моховой, Москва)
--  Встреча дилижансов (совм. с Верстовским, 1825 г., Большой театр, Москва)   --  Забавы калифа, или Шутки на одни сутки (совм. с Верстовским и Шольцем, 1825 г., там же)
--  Три десятки, или Новое двухдневное приключение (совм. с Верстовским, 1825 г., там же)   --  Утро и вечер, или Ветер переменился (1826)   --  балет Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты (1827)
--  пролог Торжество муз. на открытие Большого театра (совм. с Верстовским и Шольцем, 1824, исп. 1825)   --  мелодрама Кавказский пленник (на текст одноим. поэмы А. С. Пушкина, 1828?)
--  Азиатские песни (1833-1835)   --  музыка к драматическим спектаклям - Буря (А. А. Шаховского, по У. Шекспиру, 1827 г.),   --  Отступник, или Осада Коринфа (В. А. Алябьева, 1837),
--  Русалка (Пушкина, 1838), Виндзорские проказницы (Шекспира, 1838),   --  Безумная (по повести И. И. Козлова, 1841).
Судьба Алябьева  ещё раз показала, что Россия преступно расточительна по отношению к своим талантам.
Вместо того, чтобы беречь их, власть имущие делали всё, чтобы подвести талантливого творца к роковой черте.

инет
 
Категория: adelaida | Просмотров: 185 | Добавил: adelaida | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar
последние новости
Copyright MyCorp © 2025