МУДРОЕ РЕШЕНИЕ
Как-то раз Пётр Великий заметил, что люди, обращавшиеся с челобитными, бросаются перед ним на колени -- и в пыль, и в грязь. Царь отменил этот обычай, сказав:
-- "Я хочу мой народ поставить на ноги и из грязи вытащить, не заставить его при мне валяться в грязи."
Сострадание — это прекрасно.
Со времен Крещения русские люди старались соблюдать заповеди Христа, одна из которых гласит «Просящему y тебя — дай».
Многие воспринимали это так: если ты поможешь нищему, дашь ему милостыню, то Бог на небесах оценит этот благородный поступок и никогда не оставит тебя.
Подавать нищим было одной из старинных традиций на Руси, но вот только одно плохо: пользуясь этим обычаем, роль обездоленных стали играть вполне работоспособные бездельники, которые становились настоящими нахлебниками.
Первым борьбу с нищенством начал Петр Великий.
Петра Великого очень беспокоило возрастающее количество нищих, как реальных, так и тунеядцев.
Дело в том, что на паперти среди некоторого количества инвалидов и больных активно просили милостыню преступники, беглые каторжники и крестьяне, просто лентяи, которые желали легких денег.
Петр рассудил, что все эти паразитирующие элементы должны не бить баклуши, а работать на государство.
Он начал предпринимать меры, направленные на возвращение беглых крестьян хозяевам. Тех, кто не был крепостным, отправляли в работные дома. Людей с тяжелыми заболеваниями распределяли по приютам и богадельням.
Этого царю показалось мало, и в 1700 и 1701 годах появились указы, перекрывающие «кислород» нищим. Отныне попрошайки не имели права бродяжничать, и если они перемещались между городами, то в каждом могли быть наказаны поркой.
Но и этого было недостаточно, и в 1705 году по императорскому указу нищих стали отлавливать, подвергать наказанию и возвращать помещикам. Последним доставались и заработанные нищенствующим деньги.
Либо увозить нищих в монастыри и приюты. Эти обязанности были возложены на Монастырский приказ.
B 1712 году царь издал указ «O воспрещении нищенства в Mocквe», где прописывался прядок распределения нищих по богадельням и монастырям, а также говорилось о запрещении попрошайничества на улицах города и церковных папертях. Чтобы сломать существующую систему попрошайничества, Петр I ввел штрафы для подающих нищим, и он были огромным!
За первое нарушение следовало уплатить пять рублей, за второе — уже десять.
Петр I рассуждал здраво: хочешь помочь обездоленным — отдай денежные средства на содержание приюта или больницы для бедняков.
За исполнением царского указа было поручено следить приставам и солдатам, подьячим Moнacтыpcкoгo приказа.
Увы, и этих мер не хватило, и в 1708 году было принято следующее распоряжение: если помещик подает милостыню попрошайке в своей деревне или селе, то он обязан и далее содержать этого человека, то же касалось и «дворцовых» крестьян.
B 1712 году царь издал ещё один указ, где было указано, что отловленных нищих, которые не имеют особых проблем со здоровьем и могут трудиться, следовало отправлять на работы в Санкт-Петербург.
Попрошайки попрятались, пережидая, когда уляжется гнев царя, а потом снова «вылезли из щелей» и заполонили российские города.
Помещики должны были следить за своими людьми, а трудоспособные попрошайки строго наказывались.
C 1718 года помещикам вменили в обязанность следить за трудоспособными попрошайками, которые были пойманы и отправлены к хозяину. Если помещик не выполнял свои обязанности, его штрафовали, и сумма равнялась 5 рублям. Тех «псевдонищих», которых ловили повторно, подвергали наказанию плетьми и затем отсылали на каторжные работы.
Если в «отлов» попадала женщина-нищенка, ее отправляли в «прядильный дом», или в spinnhaus (шпингayзы). Там она должна была честно трудиться.
Для подростков наказание было более жестким: их наказывали бaтoгaми и затем переводили на мaнyфaктypу. Что касается престарелых нищих, то с 1722 года они находили свое место в приюте или больнице.
В Санкт-Петербурге за выполнением царских указов следил гeнepaл-пoлицмeйcтep, в Mocквe — oбep-пoлицмeйcтep. В губерниях этим процессом командовали oбep-кoмeндaнты и вoeвoды, а нa мecтax слежение за судьбой попрошаек осуществляли земские комиссары.
Но даже такое количество представителей государства не справлялось с проблемой. А частенько люди просто не хотели этого делать, как, например, комиссар Bлaдыкин и дьяк Степанов, которые попали под следствие.
Пётр I не оставлял своих попыток справиться с разгулом нищенства. Он писал неоднократно в Уставе духовной коллегии и в Регламенте о том, что попрошайки — развратный народец, который не хочет работать, а паразитирует на других. И что самое ужасное в этом, что так же они воспитывают и своих многочисленных отпрысков.
Не стоит думать, что Пётр использовал только лишь карательные меры. Во времена его правления была построена социальная система, подконтрольная Патриаршему и Moнacтыpcкому приказам, святейшему Синоду. Позднее эту функцию стали выполнять камер-контора, магистратуры городов, хозяева крепостных, сотские и старосты.
Система работала.
Отставные coлдaты-инвaлиды направлялись в монастырские богадельни.
Царь поручил властям городов учить детей бедняков письму, чтению и математике. Малыши и подростки посещали церковные школы. Функционировали богоугодные заведения для престарелых и инвалидов, которые существовали за счет магистратур.
Гуляк, пьяниц, безработных и хулиганов направляли в «смирительные дома», гулящие женщины находили возможность приложить свои старания в «прядильных домах», инвалиды и больные отправлялись в больницы.
Петр Великий боролся с проблемой нищенства и приложил все силы для этого. Его целью было возвращение попрошаек под государственный контроль.
К сожалению, вылечить «нищенскую язву» полностью императору не удалось.
СКАЖИ МНЕ, КТО ТВОЙ ВРАГ...
Один офицер отличался редкостной храбростью, но в то же время и резкостью суждений. Понятно, что он нажил себе в армии много врагов, которые тормозили его продвижение по службе.
Однажды этого офицера вызвал к себе Александр Васильевич Суворов и выслушал от него целую кучу жалоб на неких неизвестных недоброжелателей.
Суворов посочувствовал офицеру, но сказал: "Ты ошибаешься, думая, будто у тебя много врагов. Враг у тебя только один".
Офицер стал допытываться, называя разные фамилии: не тот ли мой враг? Не этот ли ?
Суворов только отрицательно качал головой. Наконец, Александр Васильевич запер дверь, подвёл подчинённого к зеркалу и шепотом произнёс: "Высунь язык".
Офицер в полном недоумении исполнил приказ, и тогда Суворов сказал: "Вот твой враг".
ДЬЯКОН В ЧК
Этот анекдот рассказывали во время гражданской войны. В Москве прошла облава. На Сухаревке чекисты захватили провинциального дьякона. Священник, разумеется, изрядно перетрусил, но заметил,
что несколько дам были отпущены после того, как сказали всего одно слово: "содком". Очередь дошла до дьякона. -- Ваши документы, гражданин? -- говорят чекисты. "Содком", - заявляет в ответ дьякон.
Чекисты улыбнулись и забрали его на Лубянку. Только через три дня бедолага узнал, что "содком" означает "содержанка комиссара".
"ДЕРЖАТЬ В ЕЖОВЫХ РУКАВИЦАХ"
Если начальство, образно говоря, держит вас в ежовых рукавицах, то вам не позавидуешь. Но бывали ли в реальной жизни ежовые рукавицы? Бывали.
Дело в том, что ежи замечательно истребляют мышей и крыс. Поэтому крестьяне ловили ежей и запускали их в амбары и погреба. Но ёж - животное колючее. Рукавицы из толстой кожи, в которых можно было ловить ежей, и назывались ежовыми.
Очень часто про ежовые рукавицы вспоминали в 1936-1938 годах, когда НКВД возглавлял Николай Ежов. На эти годы пришелся пик сталинского террора. ------------------
ПОЛОЖИТЬ ЗУБЫ НА ПОЛКУ
Это выражение означает, что в доме совсем нет еды. Поэтому и зубы можно смело класть на полку, поскольку жевать ими нечего. Как ни странно, изначально имелись в виду не человечески зубы. С незапамятных времён на Руси выращивали лён -- сначала для собственных нужд, а потом для продажи. Лён приходилось расчёсывать. Для этого использовали деревянную дощечку с железными зубьями.
Если урожай льна был хорошим, вся семья сидела и вычёсывала его. А если лён не уродился, то дощечку с зубами можно было класть на полку. В принципе, и собственные зубы можно было класть туда же -- еду-то купить не на что.
РУССКОЕ БАНДЖО
— Я выбираю банджо, — сказал Иван. Долго он учился премудростям игры на этом музыкальном инструменте. Много лет прошло с тех пор. И вот однажды отправился Иван с концертами по миру, Европе и Азии дарил он необыкновенной красоты музыку, которую сам сочинял. Сбегался народ с окрестных селений посмотреть на незнакомца.
— Кто этот парень? – спрашивали люди. — Это Иван на банджо, — отвечали те, кто уже слышал его музыку. Так и прозвали его с тех пор: Иван Банджо.
ЗАПРЕТНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
Есть несколько версий происхождения слова "балалайка".
Русская версия утверждает, что слово произошло от глаголов "балакать" или "балаболить"
Сторонники восточного происхождения приводят другой аргумент: слово "балалайка" происходит от "бала", что в тюркских языках означает "дитя", "малыш".
Некий музыкальный инструмент, двухструнный и похожий на балалайку по конструкции и звучанию, описывают арабские путешественники Х века. Правда, видели они его не в Киеве и не в Новгороде, а в Волжской Булгарии. А русские князья услаждали слух звуками гуслей (в юго-западных землях - домра).
Зато в литовской хронике 14 века упоминается "татарин, игравший в балалайку". Так что, наверное, восточная версия более правильная.
С 17 века балалайка получила распространение в России и быстро завоевала популярность в народе. Как тогда выглядела балалайка, мы можем только догадываться, т.к. самому старому сохранившемуся экземпляру всего 120 лет (он смотрится для нас вполне прилично).
В старину никакого единообразия не было -- ни в размерах, ни в числе струн, ни в звучании. Изготавливались они кустарным способом.
У властей - светских и духовных народный инструмент восторга не вызывал. Известен указ царя Алексея Михайловича, повелевшего собрать все балалайки в Москве и сжечь, ибо "нечего веселье распространять вместо работы". Тех, кто откажется сдавать , было приказано "пороть нещадно" и ссылать в Малороссию, чтобы весельчаки осваивали новые земли.
В 1719 г. настоятель Александро-Свирского монастыря рассматривал жалобу на нескольких монахов, которые развращали братию. Помимо игры в шахматы, пьянства и курения табака, им вменялись в вину упражнения с домрами и балалайками. "Провинившиеся" инструменты вместе с шахматами были уничтожены прилюдно на монастырском дворе.
Но народную любовь было не перебороть. С балалайкой видели даже Петра !. А в забавах его Всепьянейшего и всешутейшего собора постоянно участвовал квартет этих инструментов.
С 18 века без них не обходились ни один трактир, ни одна ярмарка.
НА ИМПЕРАТОРСКОЙ СЦЕНЕ
В Х!Х веке балалайки оставались в основно двухструнными, корпус, как правило.делали из высушенной тыквы.
После наполеоновских войн в русской армии балалайки стали выдавать отличившимся солдатам.
Считалось, что музицирование в свободное время повышает боевой дух. Закончившие службу солдаты могли забрать инструмент с собой.
При Николае I балалайка в очередной раз подверглась гонениям. Играть на ней было запрещено в поездах, на вокзалах, в правительственных учреждениях.
Народный музыкальный инструмент "вывел в свет" ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВ. С ранних лет он увлекался музыкой и фольклором.
Однажды в собственном имении услышал, как крестьяне играют на балалайках.
Андреева так поразила своеобразная "перекличка" нескольких инструментов, что он не только выучился виртуозно играть, но и загорелся идеей вывести балалайку на театральную сцену. Он подошел к делу профессионально.
Пригласил лучших мастеров, среди которых были Франц Пасербский и Семён Налимов.
Они долго работали над усовершенствованием конструкции, тембром звучания, кропотливо подбирали материалы.
В 1887 г. появилась первая профессиональная балалайка. Вместо "вязаных" ладов её снабдили грифом с врезанными металлическими ладами, как у гитары, разделённым перекладинами на полутона.
Андреев предложил делать деку из ели, а заднюю часть изготавливать из бука, а также укоротить инструмент до 60-70 см.
Вскоре Семён Налимов достиг такого мастерства, что пресса называла его "русский Страдивари"
Но сокровенной мечтой Андреева, по его собственному утверждению, оставалась идея "соединить фрак с балалайкой"
Он открыл учебные классы в Петербурге, где началась история "Кружка любителей игры на балалайках под управлением Василия Андреева".
20 марта 1888 г. в зале городского кредитного общества кружок дал первый концерт, который прошел с огромным успехом.
Своё 20-летие коллектив отмечал уже в Мариинском театре. Некогда народный инструмент зазвучал для светской публики, включая коронованных особ.
Андреев получил звание "солист его императорского величества" и учил играть на балалайке царевича Алексея, сына Николая !!. автор текста Василий ПЕРОВ
--------------
1887 году В.В.Андреев создает «Кружок любителей игры на балалайках», который состоит всего из 8 человек. Первый концерт состоялся уже 20 марта 1888 года в зале Городского кредитного общества и прошел с большим успехом.
На следующий день газеты вышли со следующим содержанием:
«Состоявшийся вчера концерт балалаечников сопровождался таким огромным успехом, какой выпадает на долю только великих виртуозов. После каждого номера, исполненного кружком, поднимался невероятный рев, который был выражением восторга…
Из сферы загнанности и забвения усовершенствованная балалайка вышла на музыкальную дорогу». «Народу надо дать доступную музыку, музыку национальную, и балалайка, домра, гусли являются именно такими историческими национальными инструментами»,
− писал В.В. Андреев.
Начинается поистине титанический труд по поиску, возрождению и доработке инструментов, которые были далеки от сцены и их современного вида.
И в 1896 году В.В. Андреев вместе с композитором, дирижером Николаем Петровичем Фоминым, который помогает Андрееву в возрождении исконно русских инструментов, вводят в состав ансамбля домру, гусли, а чуть позднее духовые (жалейки, свирели) и ударные (накры, бубен) инструменты. С этого же года ансамбль именуется оркестром: Великорусским оркестром.
Репертуар Великорусского оркестра состоит из обработок русских народных песен, сочинения Андреева, переложения популярных произведений отечественной и зарубежной музыкальной классики.
В последнее десятилетие 19 века ансамбль, а впоследствии и оркестр гастролирует по Европе.
В период с 1908 по 1911 год слава оркестра вместе с ним оказывается по ту сторону океана: США.
И везде, где бы ни был Великорусский оркестр, концерты проходят с большим успехом, появляются, как бы их сейчас назвали фанаты, которые создают подобные коллективы.
Благодаря этим гастролям мы можем услышать игру оркестров русских народных инструментов в различных уголках земного шара.
С приходом новой власти оркестр не утратил свою популярность. Талантливое руководство и гений В.В. Андреева делает его знаменем нового времени: оркестр первым среди творческих коллективов совершил концертную поездку по фронтам Гражданской войны; выступал перед бойцами и командирами Красной Армии.
К сожалению, Василий Васильевич Андреев умирает во время гастролей на Северный фронт Красной Армии в ночь на 26 декабря 1918 года.
Но дело его живет: Великорусский оркестр переживет гражданскую войну, блокаду Ленинграда, Великую Отечественную войну, «железный занавес», советский строй.
После смерти Андреева, в 1918-33 оркестр возглавлял Ф. Ниман, в 1933-36 — Н. Михайлов, в 1936-41 — Э. П. Грикуров, а позднее H. Селицкий , С. Ельцин, А. Михайлов, К. Элиасберг, А. Александров, Г. Дониях, В. Попов. Состав оркестра увеличился, репертуар расширился, интенсивней стала концертная деятельность.
Трансформируется и название оркестра: 1923 году он становится Государственным Великорусским оркестром им. В.В.Андреева, 1936 году он переходит под крыло Ленинградской филармонии: из названия пропадает слово Великорусский, теперь он называется Оркестр русских народных инструментов им. В. В. Андреева Ленинградской государственной филармонии.
В начале Великой Отечественной войны почти все музыканты оркестра уходят на фронт и он, на какое-то время прекращает свое существование.
Но в 1942 году на базе Ленинградского радио создается ансамбль русских народных инструментов, который состоит в основном из артистов оркестра.
К 1946 году ансамбль, как когда-то при В.В. Андрееве, трансформируется в оркестр, который насчитывает уже более 40 человек.
В 1951 году оркестру возвращено имя его основателя — В. В. Андреева.
В 1986 году оркестр возглавил Дмитрий Дмитриевич Хохлов, вернув оркестру былую славу. В настоящее время оркестр носит название: Государственный академический русский оркестр им. В.В.Андреева, он активно гастролирует по России и за рубежом ( США, Японии, Франции, Испании, Швеции, Швейцарии, Германия и д.р.).
В Санкт-Петербург, для тех, кто живет в этом городе, его можно услышать в Большом зале филармонии, Капелле, Мариинском театре и других концертных площадках города.
Пройдя более чем вековой путь, оркестр не утратил своей актуальности. Он по-прежнему собирает полные залы, ему рукоплещут и купают в овациях. А это значит, что дело В.В. Андреева живет. Официальный сайт оркестра: http://andreyev-orchestra.ru/
материал подготовила Ангелина Ч., г. Москва