О Японии большинство иностранцев имеет весьма смутное представление, для многих это просто технологический рай, в котором рождаются компьютерные гении, а всю неприятную работу делает армия роботов.
Увы! Это совсем не так.
Всю неприятную работу делают люди, которых как бы не существует - "Хинины" и "Эта".
Своего рода каста неприкасаемых, хотя деление японского общества на касты было отменено ещё в 1871 году...
Все знают, что касты (варны) изобрели индийцы.
И поспособствовал тому их бог Брама, из головы которого родились брахманы - служители культа, учёная элита, из рук - кшатрии - военная элита, из ног - вайшьи - земледельцы и торговцы, а из стоп, которые касаются земли и потому всегда грязные - шудры - слуги.
Испокон веков
Самый низший уровень в этой иерархии занимала каста неприкасаемых, которые занимались тем, чего ни один индиец, надеявшийся в следующей реинкарнации несколько исправить карму, делать бы не стал.
Из Индии эта кастовая система попала в Китай, где так полюбилась Конфуцию, что он сделал её основой для устройства идеального общества.
Конфуцианская модель пришла в Японию, в эпоху Эдо она получила название "си-но-ко-сё" и распространилась на всю страну. Но с несколькими изменениями.
Если у Конфуция главную роль играли государственные чиновники, то в Японии на первом месте оказалась военная элита - самураи, а также знать. Именно их в Стране восходящего солнца понимали как "служивых".
"Служивыми" были и мелкие феодалы, вынужденные продавать своё умение орудовать мечом, поскольку иногда, кроме этого меча, никакого имущества у них не было, и занимавшие государственные должности чиновники аристократического происхождения - все они служили своему сёгуну.
Но самым многочисленным, конечно, было сословие земледельцев, даже в конце XIX века, когда проводились реформы Мэйдзи, крестьяне составляли большинство общества. Все общественные блага базировались на труде крестьян (но).
Однако у японцев в сословие "но" входили как крестьяне, так и землевладельцы.
Правда, со временем земледельцы были переведены в сословие си, поскольку они были всё же феодалами.
Городское население (ко - ремесленники и сё - торговцы), которое называли общим термином "тёнин" в феодальной Японии было в правах урезано, хотя плодами его труда охотно пользовались все си, и "тёнин" были куда богаче си, особенно если это были сё, занятые морской торговлей.
Но в эпоху Эдо страна пребывала в изоляции от внешнего мира, ремесленники занимались кустарным производством, так что большинство "ко" были небогатыми людьми и едва сводили концы с концами.
Когда концы перестали сводиться с концами, люди просто выпадали из социума, выбор у них был простой - умереть или же стать хинин.
Не совсем человеки
Хинин переводится на русский язык как "нечеловеки, недочеловеки", они были полностью исключены из нормального человеческого общества. Их словно бы вовсе не существовало. О них предпочитали не упоминать.
Хотя первые хинин были добровольно выбравшими выход из суетной мирской жизни монахами, которые уединялись где-то в горных хижинах или монастырях.
Первоначально само слово не имело никакого обидного значения и означало просто "людей, отделившихся от мира", и к тем, первым, хининам относились с уважением.
Среди буддийских монахов они занимали почётное место. Среди них были известные учителя и основатели школ.
Но слово всё же приобрело негативную окраску.
И всё благодаря Татибане-но Хаянари, чиновнику, мыслителю и каллиграфу IX века, который ввязался в династический спор.
Он ездил в Китай, а когда вернулся, его обвинили, что он продался китайцам.
Татибану из-за высокого происхождения не казнили, а отправили в ссылку, в провинцию Идзу, но пребывавший в ярости император лишил его всех регалий, титулов, даже фамилии и повелел впредь называть себя Хинин.
С опального придворного слово распространилось на людей, занимавшихся нечистой работой, то есть всем, что связано с уходом за умирающими и мертвецами, погребением покойников, очищением святых мест в монастырях, сбором и утилизацией мёртвых животных, что нередко делали монахи или искавшие духовного просветления миряне.
Занимались этим не только последователи буддизма, но и маргинальные личности, для которых это был единственный способ заработать, поскольку никакой иной работы им не доверяли.
Хининами становились не от хорошей жизни.
В период Эдо в их число попадали потерявшие имущество бедняки, бродяги, не имевшие крова над головой, попрошайки, мелкие воришки, брошенные дети и вообще нищие.
Законы запрещали нищим праздно шататься по улицам, поэтому они маскировались под монахов, собиравших подаяние.
Особенно много хининов появлялось в голодные годы, когда из-за бедности или недугов простолюдины не могли платить налоги. Они становились попрошайками, прятались от блюстителей закона, спали под мостами или по берегам рек.
В период Эдо, когда хининов стали считать и вносить в списки, их называли дикими хининами. По статусу они были похожи на современных бомжей.
Если их ловили в городах и возвращали на место жительства, а они снова попадались, то на первый раз им ставили клеймо на плечо, на второй - на запястье, а на третий раз - убивали.
До XVIII века урожденный хинин не мог стать горожанином.
Внесённые в списки уже не могли избавиться от тёмного пятна в биографии.
Для подтверждения статуса они носили бирку.
Родственники могли выкупить хинина, если он не родился хинином, но только в течение 10 лет. Потом он становился "вечным" хинином.
Хинин не мог жениться ни на женщине из другого сословия, ни на себе подобной. Конечно у них имелись сожительницы, но их дети становились хининами.
За некоторые преступления в хинины обращали на время или навсегда.
Так, если подросток до 15 лет пойман на мелком воровстве, если двое влюблённых решили покончить с собой, но один выжил, если слуга и господин задумали убить друг друга, но господин остался жив, если человек вступил в связь с племянницей, сестрой или тётей, если мужчина причинил вред разведенной жене - всё это считалось преступлением, за которое обращали в хинина.
Ещё в XII веке у хининов появились сплочённые сообщества и вожди, которые регламентировали жизнь каждого изгоя и взимали с них плату за защиту.
Существовали общины хининов и при монастырях, где хинины выполняли "нечистую" работу.
Выбросить татами
Обычным жителям целый ряд занятий просто не дозволялся.
Уличные музыканты, фокусники, клоуны и шуты, акробаты, дрессировщики обезьян, танцовщицы, певцы, предсказатели, рисовальщики, актёры и прочие люди, развлекавшие публику, были сплошь хинины.
В Средние века хинины исполняли такие работы, которые требовали применения насилия, ловили преступников, служили при тюрьмах, исполняли приговоры, некоторые были палачами и могильщиками, некоторые ухаживали за прокаженными.
Другие изгои - эта - занимались ремёслами, связанными с умерщвлением животных, разделкой туш или выделкой шкур. Их за борт социума выкинули особенности профессии..
Эта стояли на ступень ниже, чем хинины. В городах они жили в своего рода гетто, куда избегали ходить горожане из приличных кварталов - там могли и ограбить, и убить.
Дома у них были крохотные, с крышей, но без перегородок и пола.
К XIX веку разница между хининами и эта почти стёрлась, и всех их стали называть буракумины.
Некоторые буракумины смогли стать очень богатыми людьми, но это не избавило их от позорного статуса.
До сих пор буракуминов избегают принимать в хорошем обществе. Ни одна приличная семья не пожелает породниться с человеком, если у него в предках были эта или хинин.
В ресторане ему отведут отдельное помещение за ширмой, чтобы не смущать других гостей, если же ему придётся сидеть в общем зале, то татами после него просто выкинут.
Сегодня, конечно, никто не требует, чтобы буракумины не носили шелков, шляп, длинной одежды или ходил босиком, но при приёме на работу выходцам из такой среды предпочтут другого кандидата - считается, что буракумины ненадёжны, не проникаются корпоративным духом и вороваты.
Доля правды в этом предубеждении есть: не все буракумины якудза, но многие якудза - потомки буракуминов...
автор статьи Николай КОТОМКИН
материал подготовила Ангелина Ч., г. Москва
--------------
Есть все формальные признаки, кроме, разве что, цветовой дифференциации штанов Олег АДАМОВИЧ
НОВОЕ СОСЛОВНОЕ УЛОЖЕНИЕ
- Сословность – простейшая форма самоорганизации общества, - рассказал на лекции в Ельцин Центре 13 января социолог, профессор Высшей школы экономики, экс-референт президента России Симон Кордонский.
- Ведь сословия – это способ распределения ресурсов. Все наши сословия либо финансируются напрямую из казны, либо другим способом «пилят» бюджет.
Появились реально богатые и реально бедные. Причем в реально бедные попали привилегированные группы Советского Союза — военнослужащие, бюджетники, ученые, врачи.
Существующие де-факто новые социальные группы, в начале 2000-х годов были определены уже законодательно:
ЭКОНОМИКА
Где мигранты из Средней Азии сдают один подъезд, они сдают три: Корейцы открыли в России второй фронт - трудовой
- Формирование сословной структуры завершилось с принятием закона «О системе государственной службы» (2003 год — Авт.). Документ ввел три государственных служивых сословия: гражданские служащие, дипломаты, военнослужащие. Потом они разбились на большее количество: государственные гражданские служащие, муниципальные служащие, военнослужащие (плюс ФСБ и служба внешней разведки), правоохранители (МВД, суды, прокуратура), депутаты, казаки. Эти сословия существуют по закону, это люди, которые не работают, а служат, - заявил Кордонский.
Но главные признаки сословия — это привилегии.
- Есть приказ Управделами президента об обслуживании в комнатах для официальных делегаций в портах и на станциях — право на ВИП-зал у 381 должности, - говорит Кордонский. - Есть указ президента о медицинском спецобслуживании — 200 категорий чиновников имеют право на полностью бесплатное лечение и лекарства. Еще наши федеральные депутаты освобождены от уголовного преследования.
ТАКОЙ РАЗНЫЙ СУД
В Российский империи до 1861 года дворян, духовенство, крестьян судили разным судом. Сейчас у нас формально действует единый Уголовный кодекс. Но уже понятно, что члены привилегированных сословий всегда могут рассчитывать на снисходительность Фемиды.
Например, известный государственный деятель и миллиардер, приняв «некое лекарство», устроил стрельбу в московской гостинице. В номере нашли белый порошок, который по «случайному стечению обстоятельств» оказался кокаином.
В итоге, в конце 2017 года суд назначил штраф в 4 тыс. рублей за употребление наркотиков. За стрельбу назначили еще один штраф. Отделался бы таким мягким наказанием — даже без условного срока – обычный гражданин?
Мягкое отношение суда — не единственная привилегия. Полицейские, случись что, почти официально могут рассчитывать на снисхождение своих коллег. Прокурор имеет право носить форму и после выхода в отставку.
А еще прокурора нельзя останавливать на дороге для проверки — даже, если он сел за руль пьяным.
- Кроме привилегий, есть еще и сословная рента, которую члены высокоранговых групп стригут с членов низкоранговых сословий в виде взяток, откатов, подношений, подарков, - рассказал Кордонский.
Тут можно вспомнить недавнюю историю, когда московские полицейские просили ресторатора дать им три 50-процентные скидочные карты на предъявителя для «важных людей». Эксперты заподозрили, что с правоохранителей потребовали сделать подарок начальству. Выяснилось, что практика «кормления» полиции «с земли» в России распространена.
Вот еще одна привилегия сословия правоохранителей — возможность «доить» бизнес.
"Если у меня много кц (денег), то я имею право носить малиновые штаны. И эцилопп (полицейский) не имеет права бить меня по ночам", - так сформулировал привилегии богатых на вымышленной планете Плюк герой фильма Кин-дза-дза.
КТО НА СВЕТЕ ВСЕХ ГЛАВНЕЕ?
Четкой иерархии между сословиями пока нет. Разные группы периодически наезжают друг на друга, пытаясь повысить свой статус.
ФСБ прессует МВД, полиция бодается со Следственным комитетом, прокуроры враждуют с судейскими, армейские прут на чекистов.
Бытует мнение, что начальника Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД генерала Дениса Сугробова арестовали после его противостояния с руководством управления собственной безопасности ФСБ.
И все вместе наезжают на государственных гражданских служащих, не обеспечивающих необходимого для служения потока ресурсов из федерального бюджета.
Постепенно сословия закрываются для людей со стороны. Например, человека из полиции практически никогда не возьмут на работу в прокуратуру. А сотрудник Следственного комитета не сможет перевестись в ФСБ.
Определяться, кто где хочет работать, надо в студенчестве. Потом свернуть с пути будет все сложнее.
Ну и остается так называемая золотая молодежь - дети крупных чиновников, бизнесменов. Эти сразу могут рассчитывать на тепленькое место практически в любом сословии.
Короче, общество без цветовой дифференциации штанов обречено на вымирание.
СПРАВКА «КП»
Сословие – это социальная группа, занимающая в обществе определенное положение. Место в иерархии зависит от прав сословия, обязанностей и привилегий.
Читайте на WWW.KP.RU: https://www.kp.ru/daily/26784/3819735/
;