ПРИЗМА

NEO - жизнь в матрице!?
Ваши материалы:
Гость
Приветствую Вас уважаемые Друзья (пользователи сайта) и гости (посетители), на этой страничке Вам будут предложены разлияные новости. Надеюсь они будут Вам интересны, а также на то, что и ВЫ что-либо опубликуете ... ***


select your language and click on flag
ruРусский enEnglish deDeutsch
frFrançais esEspañol itItaliano
nlNederlands svsvenska fisuomi
zh中文(简体) arالعربية">‏العربية ja日本語


  • adelaida
    тема: иные

Statistik
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
пользователей за сегодня
материалы сайта
комментариев: 182
в блогах: 2073
в новостях: 549
в статьях: 116
записей в гостевой книге: 1
архив материалов

21:50
сокровища России
 
ВЕЛИКАЯ СИЛА ИСКУССТВА

Фрейлинские шифры русского Двора

Фрейлинский шифр - знак отличия придворных дам в чине фрейлин, который подчеркивал их статус при императорском Дворе.
Он представлял собой инициал (монограмму) царствующей императрицы или двойной знак из инициалов царствующей и вдовствующей императрицы, увенчивался стилизованным изображением короны и выполнялся из драгоценных металлов, чаще всего из золота, украшенного бриллиантами.
Носили фрейлинский шифр с левой стороны придворного наряда ("поближе к сердцу") на голубой ленте.

Появились драгоценные шифры в годы царствования Екатерины Второй.
Императрица Елизавета Петровна вручала придворным дамам свой портрет в драгоценной оправе, который также носили на придворном платье.
Все шифры были именными, каждому присваивался индивидуальный номер и этот знак отличия навсегда оставался у бывших фрейлин, даже после ухода с придворной службы (как и портреты императрицы).

Многие дамы носили их чуть ли не до смерти.
Во фрейлины производили незамужних девиц, после вступления в брак эта особа могла стать статс-дамой, но такая карьера удавалась не всем, большинство просто покидали царскую свиту и посвящали себя семье.
Так случилось, к примеру, с графиней Варварой Шереметевой, урожденной княжной Черкасской, фрейлиной Елизаветы Петровны. 
В молодости княжна была красива, к тому же обладала огромным приданым, соискатели ее руки так и вились вокруг. Но Варвара Черкасская относилась к ним столь пренебрежительно и сурово, что знакомые прозвали ее Тигрицей.
В результате фрейлина засиделась в девках и была вынуждена согласиться на предложение плохонького по ее понятиям жениха - графа Шереметева. Ее связи, баснословное приданое, а потом и княжеское наследство сделали род Шереметевых одним из самых богатых и блестящих в России...
Однако, Варвара Алексеевна всю жизнь вспоминала свою бурную молодость при Дворе и носила на голубой ленте портрет императрицы Елизаветы, пожалованный ей в тот день, когда юную княжну произвели в камер-фрейлины.
Однако Екатерина Вторая решила, что жаловать фрейлинам драгоценный вензель практичнее и удобнее, чем изображение собственной особы.

Ее невестка Мария Федоровна, супруга Павла Первого, после вступления мужа на престол тоже обзавелась собственным шифром, который стала жаловать фрейлинам Двора.
Однако Павел царствовал недолго, и после его трагической гибели Мария Федоровна превратилась во вдовствующую императрицу.

Александр Первый относился к матери с уважением, удалять ее от Двора и тем паче отправлять в монастырь, как было когда-то принято в отношении царских вдов, он не собирался.
Матушка оставалась хозяйкой Двора и, чтобы подчеркнуть это, был придуман двойной шифр - "Е" (императрица Елизавета Алексеевна) и "М" (вдовствующая императрица Мария Федоровна).

Мария Федоровна пережила не только мужа, но и старшую невестку. После вступления на престол другого ее сына Николая Первого фрейлинский шифр изменился с "ЕМ" на "АМ" (царствующая императрица Александра
Федоровна и вдовствующая императрица Мария Федоровна.

Фрейлинский вензель "АМ", выдававшийся до 1828 года, пока вдовствующая императрица не покинула этот мир. 
Только после смерти свекрови Александра Федоровна получила собственный шифр.
Александра Федоровна относилась к вопросу производства во фрейлины без особого формализма.

Если практика записи младенцев на воинскую службу, существовавшая на рубеже 18 и 19 веков (родили и записали в полк), ушла в прошлое, то назначение малюток во фрейлины императрица практиковала еще долго..

 


Из истории русского дворянства. Балы и маскарады.





вся правда о балах


"Во дни веселий и желаний. Я был от балов без ума. Верней нет места для признаний. И для вручения письма."   А.С. Пушкин. "Евгений Онегин"

Февраль 1903 года.
В зимнем дворце Петербурга мелькали кокошники, расшитые сарафаны, боярские кафтаны и соболиные шапки.
Император Николай появился на балу в облачении своего знаменитого предка Алексея Михайловича (Тишайшего).
Александра Фёдоровна надела платье царицы Марии Ильиничны.
Приглашенные на праздник фотографы напоминали, что на дворе не 17 век, а начало 20-ого.
После бала участникам предлагалось купить памятный альбом с фотографиями, выручка же пошла на благотворительность.
Вечер в Зимнем надолго запомнился участникам и очевидцам.
Его назовут «Последним балом Российской империи».
Уже совсем скоро стране будет не до балов, а революция совсем отменит развлечение русского дворянства, как впрочем и само дворянство, как враждебный народу класс.

«Отчего у нас не стыдно не делать ничего?», - спросил однажды Фонвизин у Екатерины II.

“В обществе жить — не есть не делать ничего», - ответила императрица.


Единственною возможностью жить в обществе в 18-19 веках стали балы и салоны.

Да, они далеко не сразу прижились в России. При Петре I бояр заставляли плясать и веселиться под угрозой штрафа огромной кружкой водки.
Так государь-реформатор прививал подданным европейскую культуру общения. Петровские ассамблеи могли посещать люди разных сословий. Но после его смерти, бал станет привилегий дворянства.

Императрица Елизавета Петровна любила устраивать в Зимнем дворце балы и маскарады.
О предстоящем бале оповещали столицу заранее специальным императорским указом. Согласно ему, все приглашенные обязаны были являться к точно означенному времени во дворец в оригинальных маскарадных костюмах и масках.

Государыня не терпела, когда гости приезжали в «машкарадных платьях», оставшихся от прошлых празднеств.
Для этого, зачастую, императрица приказывала гвардейцам, стоявшим в дверях на выходе из дворца, метить специальными чернильными печатями подолы платьев и кафтанов разъезжающихся с бала гостей.

Один из галантных современников Елизаветы вспоминал один из ослепительных балов в Екатерининском дворце примерно так:


"Гостей пышно и дорого одетых было не менее 500.
Одновременно на всех окнах залы упали шторы и вспыхнули 1200 свечей, разгораясь в золоченых канделябрах.
Блестящий наборной паркет и 300 зеркал, висевших в простенках залы, отражали и усиливали свет, создавая волшебную иллюзию сказочного пространства.
Распахнулись двери...
На золотом троне восседала императрица в бриллиантовой полумаске и роскошном платье.
Ее окружали такие же блестящие царедворцы. Она плавно сошла с трона.
Заиграла нежная итальянская музыка, и дочь великого Петра поплыла по залу в танце в первой паре со своим милым сердцу фаворитом красавцем графом Иваном Шуваловым."


Михаил Ломоносов считал Ивана Шувалова не только своим другом, но и покровителем в делах науки и просвещения. Шувалов называл Ломоносова «русским гением».
Есть свидетельства, что несмотря на всю свою загруженность работой, Ломоносов бывал на балах и маскарадах, всегда непременно вместе со своей женой.
На одном из маскарадов императрица Елизавета Петровна подарила той великолепный веер.

Молодой Александр Сергеевич Пушкин  начал учиться танцам в 9 лет, еще до поступления в Царскосельский университет. В юности Пушкин любил балы, сияние люстр, дробившиеся в зеркалах свечи, отчего бальная зала становилась еще светлей и ярче. Но ярче света были только бальные наряды пушкинской поры.

"Люблю я бешеную младость, И тесноту, и блеск, и радость, И дам обдуманный наряд..."

Бальный вихрь кружил молодого Пушкина в Петербурге и Кишиневе. Об одесских балах поэт вспоминал в Михайловском. Умение танцевать было также необходимо дворянину, как и умение говорить по-французски.
Ведь именно на балах решались и деловые, и личные вопросы.
Со своей будущей женой красавицей Натальей Гончаровой Пушкин тоже познакомится на танцевальном вечере.

Считается, что впоследствии поэт будет избегать балов, в том числе и потому, что он поздно получил низшее придворное звание камер-юнкера, а появляться на балу было принято в мундире.
26 января 1836 года он записал в дневнике:
«В прошедший вторник зван я был в Аничков. Приехал в мундире. Мне сказали, что гости во фраках. Я уехал, оставив Наталью Николаевну. Государь был недоволен.»

Насильно привитый на русскую почву, бал расцветал, как нигде в Европе.
«На балу все равны: и юный поручик, и полный генерал.» Так писал о балах известный литературовед Юрий Лотман.
Зрелищность и красоту русского бала отмечал даже известный критик России Астольф де Кюстин, которому уж никак нельзя приписать любовь ко всему русскому.
Он писал, что во Франции балы лишены всякой праздничности из-за черных нарядов мужчин.
А в России разнообразность мундиров придает салонам особый блеск.  В конце 19 века вошли в моду так называемые исторические балы в русском стиле.

Бал в Зимнем дворце 13 февраля 1903 года стал последним из них.
Как воспоминание о прошлом, участники хранили сделанные тогда фотографии. Эти снимки попали на Запад, и стали одним из источников знаний о русской бальной жизни.

инет
материал подготовила Ангелина Ч., г. Москва

 
Категория: adelaida | Просмотров: 222 | Добавил: adelaida | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
последние новости
Copyright MyCorp © 2025