NEO

Ваши материалы:
Гость
Приветствую Вас уважаемые пользователи сайта и гости, здесь Вам будут предложены материалы различной направленности. Надеюсь они будут Вам интересны, а также на то, что и ВЫ что-либо опубликуете... парадоксы психики - 23 Марта 2023 - Блог - NEO

ruРусский enEnglish deDeutsch
frFrançais esEspañol itItaliano
nlNederlands svsvenska fisuomi
zh中文(简体) arالعربية">‏العربية ja日本語


  • adelaida
    тема: иные
  • Alex
    тема: с 8 марта
  • SVETLANA
    тема: иные
  • Alex
    тема: так шо??

Statistik
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
пользователей за сегодня
материалы сайта
комментариев: 167
в блогах: 1716
в новостях: 488
в статьях: 107
записей в гостевой книге: 5
архив материалов

11:25
парадоксы психики
Каких только сюрпризов не преподносит человеческая психика. Казалось бы, жертва ни при каких обстоятельствах не должна относиться с пониманием и симпатией к своему мучителю. Тем не менее такое случается, и называется это явление стокгольмским синдромом. Чаще всего он проявляется при захвате заложников. Стокгольмский синдром не является психическим заболеванием, но ещё не до конца изучен и вызывает бурные споры в научных кругах.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ  С  АГРЕССИЕЙ
За 37 лет до того, как это явление получило название "стокгольмский синдром", оно было описано Анной Фрейд, дочерью и последовательницей известного психолога Зигмунда Фрейда.
Анна считала, что сознание человека, попавшего в стрессовую ситуацию, создаёт определённые блоки. Например, жертва оправдывает всё судьбой, которую не изменить, или отказывается принимать то, что происходит, за реальность, или пытается объяснить поступки того, кто стал причиной всех бед. Это помогает отвлечься и отстраниться от мыслей о реальной угрозе. Такой механизм психологической защиты, эмоциональной связи с тираном Анна назвала " идентификация с агрессором"
Термин "стокгольмский синдром" появился после захвата заложников в Стокгольме. 23 августа 1973 года в один из банков шведской столицы вошел Ян-Эрик Улссон, только что освободившийся из тюремного заключения.
В руках у него был пистолет, он выстрелил в воздух со словами: "Вечеринка начинается!"
Полиция отреагировала практически мгновенно, но Улссону удалось одного из прибывших полицейских, а другому под дулом пистолета он приказал спеть "Одинокий ковбой". Долго бы продолжался этот спектакль, неизвестно. Но один из клиентов банка, пожилой мужчина, нашел в себе смелость потребовать у бандита прекратить это издевательство и отпустить полицейского. Удивительно, но Улссон отпустил не только полицейского, но и его защитника.
В заложники преступник взял сотрудников банка - трёх женщин и одного мужчину. Он закрылся с ними в хранилище, маленькой комнате 3 на 14 метров. И началась драма, длившаяся шесть суток.
Требования Улссон выдвигал следующие: 3 миллиона крон, оружие, автомобиль, освобождение Улофссона, его сокамерника. Последнее было выполнено сразу. Правда, с Улофссона взяли обещание, что тот успокоит террориста и поможет освободить заложников. За это ему было обещано помилование. Но власти не знали, что ограбление было устроено именно и только для того, чтобы Улофссон оказался на свободе.
 Полиция не могла решиться на штурм, ибо полицейские психологи считали, что преступники могут пойти на любые меры. К тому же через три недели должны были состояться выборы, и власти не могли допустить скандального завершения операции и гибели заложников. И наконец, этот банк обслуживал всю стокгольмскую полицию, а до выдачи зарплаты оставался один день.
Тем временем  Улссон, видя, что остальные его требования выполнять не торопятся, стал угрожать расправой над заложниками. А для убедительности во время телефонного разговора с властями начал душить одну из женщин, чтобы её хрип был слышан в трубке.
Неожиданно спустя два дня отношения между бандитами и заложниками улучшились. Они общались, рассказывали о своей жизни, играли в крестики-нолики. Жертвы вдруг потребовали от полиции прекратить операцию по освобождению. Одна из женщин сама позвонила премьер-министру и сообщила, что преступники симпатичны заложникам, и потребовала выполнить всё, что им обещано.
Улссону надо было как-то показать властям, что он готов к серьёзным действиям, и он решил ранить одного из заложников. Женщины стали уговаривать коллегу-мужчину выступить в роли жертвы. И уговорили, но, к счастью, этого удалось избежать. Зато мужчина после освобождения заявил, что ему было даже приятно, что выбор пал на него.
28 августа полиция предприняла газовую атаку, заложники были освобождены, а преступники были арестованы. Даже после этого четверо заложников наняли адвокатов для своих захватчиков, и в дальнейшем между ними сохранились тёплые отношения. А на суде они заявили, что боялись не бандитов , а полиции.
 Психиатр Нильс Бейерут, консультировавший полицию во время операции, предложил для подобных явлений использовать термин "стокгольмский синдром", (СС)

МНЕНИЕ  СПЕЦИАЛИСТОВ



Учёные считают, что СС не является психическим заболеванием. По их мнению, это нормальная реакция психики на обстоятельства, способные нанести ей травму. СС почти всегда развивается по одному и тому же сценарию: заложники начинают чувствовать симпатию к похитителям и недоверие к властям, а затем и преступники начинают испытывать положительные эмоции к заложникам.
 В первую очередь, поведение жертвы можно объяснить надеждой на снисхождение в случае повиновения, поэтому заложники стараются слушаться и попытаться найти оправдание преступнику, чтобы вызвать у него одобрение. Они понимают, что спастись можно, только если не провоцировать террориста на решительные меры.
Другой рычаг этого механизма состоит в том, что люди, находясь в шоковом состоянии от переживаемого ужаса, истолковывают действия преступника в свою пользу. Это позволяет хоть немного избавиться от страха. А привязанность к террористу, возникающая у жертвы, создает у неё некое мнимое ощущение безопасности. Ведь не может же этот симпатичный человек представлять реальную угрозу жизни!
Есть ещё одна причина возникновения синдрома. Жертва начинает ошибочно полагать, что если будет действовать с преступником заодно, то сможет оказаться под его покровительством, а значит, в безопасности. Известно, что СС проявляется, если заложники и захватчики находятся вместе в закрытом пространстве не менее 3-4 дней. За это время они успевают ближе познакомиться. Жертвы проникаются проблемами и требованиями террористов и начинают считать их справедливыми, они готовы даже простить бандитам то, что те подвергали их жизнь опасности. Более того, пленники начинают бояться полицейского штурма, т.к. вероятность погибнуть при штурме больше, чем от руки захватчика.
Сейчас, когда о СС стало известно, сотрудники правоохранительных органов во время антитеррористических операций стараются поощрять его развитие у заложников. Это необходимо для того, чтобы ситуация пришла к своей последней фазе - возникновению у преступника симпатии к жертве. Тогда шансы на выживание у последней возрастают.
Вообще, СС возникает в одном из 12 случаев захвата заложников. Препятствиями для установления связи могут послужить расовые, национальные, религиозные разногласия или неадекватность, истеричность террористов.От возникшего синдрома избавиться довольно сложно, он действует достаточно длительное время

БЬЁТ  -  ЗНАЧИТ  ЛЮБИТ
Когда речь заходит о СС, возникают ассоциации с экстремальными ситуациями: захватом заложников, тюрьмами, войнами и т.д. Но его проявления есть не только в случаях преступного насилия. Довольно часто можно наблюдать синдром в обычной жизни (руководитель - подчинённый, преподаватель - ученик, глава семьи - домочадцы и др.) По сути, всюду, где слабые зависят от сильных, может возникнуть СС. Первые надеются, что в случае их безоговорочного послушания второй проявит снисхождение и одобрение. А если сильные ещё не только строг, но и справедлив, то преданность со стороны слабого ему обеспечена.
Хорошим примером бытового синдрома могут служить брачные обычаи некоторых народов. Во многих местах ещё сохранилась традиция похищения невесты. Конечно, в наше время это уже скорее спектакль, но бывают и исключения, когда девушку крадут без её согласия. Она находится в доме жениха длительное время под охраной родственников и постепенно привязывается к похитителю. И, даже получив возможность вернуться в родной дом, не использует её. Но это из разряда экзотики.
Домашнее насилие встречается довольно часто. Ведь не зря существует поговорка: "Бьёт  -  значит любит". Она как нельзя лучше характеризует травматическую связь между жертвой и насильником. Большинство случаев проявления СС бывает у женщин, которых бьют мужья. Тем не менее, страдая, женщина скрывает происходящее и порой даже находит оправдание агрессору. Конечно, причин для этого довольно много: материальная зависимость, благополучие детей, стыд и прочее. Но всё это те же проявления СС.
Или причиной возникновения сс могут быть отношения между родителями и детьми - когда у ребёнка складывается ощущение, что его не любят. И он винит в этом себя, что он неправильный человек, что любить его не за что. Таким образом возникает всё та же психология жертвы: не пререкайся, даже если прав, - и не будешь наказан. Это очень сложная ситуация, ведь ребёнок не может ничего изменить, находясь в зависимости от домашнего тирана. Кроме того, нередко СС возникает у жертв изнасилования.

ДОЛГОЕ  ЛЕЧЕНИЕ
Приобрести эту болезненную зависимость легко, а вот избавиться от неё гораздо сложнее. Здесь просто необходима помощь опытного психиатра. Человек, страдающий СС, не отдаёт себе отчёта в том, что с ним что-то не так. Его поведение и убеждения кажутся ему логичными. Он будто изолирован от внешнего мира с его нормальными понятиями. Известно, что психологическая реабилитация после похищения или захвата в заложники происходит довольно быстро, и врачу, как правило, удаётся поставить "хорошо" и "плохо" на свои места.
Сложнее дело обстоит с бытовым синдромом. Жертв домашнего насилия трудно убедит в том, что они нуждаются в помощи. Они не желают покидать свой мир, хоть и живётся в нём не слишком хорошо.
Чтобы помочь жертве преодолеть синдром, прежде всего нужен кто-то, кто окажет материальную и моральную поддержку. Это необходимо для того, чтобы жертва почувствовала себя увереннее и не воспринимала ситуацию безнадёжной. Лечение СС надо начинать как можно раньше,иначе процесс станет необратимым.
Конечно, никому не пожелаешь оказаться в условиях, когда возникает этот синдром, но предупреждён - значит вооружен. Мы не занем, какие сюрпризы в стрессовой ситуации может преподнести подсознание. Поэтому психологи советуют сохранять внутренние убеждения, даже если приходится быть покорным. То есть надо анализировать своё внутреннее состояние и не терять способности мыслить логически. И рано или поздно выход из любой безвыходной ситуации найдется.
Галина МИННИКОВА
Категория: adelaida | Просмотров: 47 | Добавил: adelaida | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar
последние новости
Copyright MyCorp © 2024