NEO

Ваши материалы:
Гость
Приветствую Вас уважаемые пользователи сайта и гости, здесь Вам будут предложены материалы различной направленности. Надеюсь они будут Вам интересны, а также на то, что и ВЫ что-либо опубликуете... как продавали - 9 Ноября 2022 - Блог - NEO

ruРусский enEnglish deDeutsch
frFrançais esEspañol itItaliano
nlNederlands svsvenska fisuomi
zh中文(简体) arالعربية">‏العربية ja日本語


  • adelaida
    тема: иные
  • Alex
    тема: с 8 марта
  • SVETLANA
    тема: иные
  • Alex
    тема: так шо??

Statistik
Онлайн всего: 45
Гостей: 45
Пользователей: 0
пользователей за сегодня
материалы сайта
комментариев: 167
в блогах: 1716
в новостях: 488
в статьях: 107
записей в гостевой книге: 5
архив материалов

21:21
как продавали
Почем жена? Как в Англии жен продавали
В XVII веке в Великобритании можно было увидеть такую картину. Ярмарка, торговцы наперебой расхваливают свои товары, перекрикивая друг друга. А по площади мужчина ведет на поводке... женщину. Они оба бедно одеты, печальны и стараются не смотреть друг на друга. Муж ведет продавать жену. Нужда ли толкнула их к этому или крайняя степень отвращения друг к другу — неизвестно. Но картина эта в те времена никого не удивляла.

Хорошее дело браком не назовут
До 1753 года в Англии господствовал фактический брак (common-law marriage). Как мы бы сейчас сказали, «гражданский» — мужчина и женщина жили вместе, вели хозяйство, растили детей, но законодательно никаких обязанностей по отношению друг к другу у них не было.
Все изменил «Закон о браках», принятый в 1753 году. Это был первый законодательный акт, регулирующий положение супругов. После этого в Англии стали признаваться только союзы, заключенные англиканской церковью. Муж и жена становились, с точки зрения законодательства, неразделимы. Точнее, личность жены полностью поглощалась мужем.
Английский судья сэр Уильям Блэкстон писал в том же году: «Само бытие или правовое существование женщины приостанавливается в период брака, или, по крайней мере, оно объединено и включено в её мужа, под чьим крылом, защитой и прикрытием она выполняет всё».

Замужние дамы не могли владеть имуществом, да и сами являлись собственностью мужей. Считалось, что это предназначалось для ее же блага. Ведь женщина не способна сама принимать решения и отвечать за свои поступки.  «Так велика благосклонность законов Англии к женскому полу», — отмечал Блэкстон.

Развод
Сначала разорвать брак было сравнительно просто — достаточно было подать в церковный суд на разделение постели и стола. Причиной могли стать жестокое (очень жестокое) обращение или измена. Правда, жениться и выходить замуж второй раз запрещалось.
Но после 1690 года процедура сильно усложнилась: чтобы разорвать супружеские отношения, нужно было обращаться в парламент, и вот это уже было долго и дорого. Несмотря на то что в 1857 году были созданы специальные суды для развода, чтобы сделать расторжение брака проще, для бедных развод все равно оставался «роскошью». Были альтернативы: разъезд, побег или продажа супруги. Последний способ был отнюдь не самым популярным (кроме того, незаконным), но все же вполне действенным.
«Законы уважения к женщинам при рассмотрении их естественных прав» (1777) отмечали, что для бедного продажа жены рассматривалась как «способ расторжения брака», когда «муж и жена сильно устали друг от друга и согласились расстаться, если у человека было намерение подтвердить подлинность планируемого разделения, сделав его предметом общественной огласки», — писал Джон Райт в своей статье 2004 года

«Продажа жены».
Для многих женщин продажа была единственным способом расторгнуть неудовлетворяющий их брак. Одна жена, проданная на рынке в Уэнлоке за 2 шиллинга 6 пенсов в 1830 году, настаивала на завершении сделки, несмотря на сомнения супруга: «Её муж смутился и попытался прекратить сделку, но Мэтти вынудила его продолжить. Она хлестнула передником по лицу своего мужа и сказала: "Негодяй! Я должна быть продана. Я хочу перемен!»» 
А вот что пишет The Gentleman's Magazine, ежемесячный лондонский журнал, за 1832 год: «Герцог Чандос во время пребывания в небольшой деревенской гостинице увидел, как конюх бьёт свою жену самым жестоким образом. Он вмешался и буквально купил её за полкроны. Это была молодая и красивая женщина. Герцог дал ей образование. И после смерти её мужа он женился на ней. На своём смертном одре она собрала весь дом, рассказала им свою историю и вывела из неё трогательную мораль об опоре на провидение, поскольку из самой жалкой ситуации она была внезапно поднята на одну из величайших вершин процветания. Она попросила у них прощения, если когда-либо их несправедливо обидела, а затем отпустила их с подарками, умерев почти в тот же миг».

Особенности сделки
До сих пор неизвестно, когда именно начался этот обычай — предположительно в конце XVII века, но укрепилась практика к середине XVIII века, а последние случаи зафиксированы в начале XX века.
Некоторые отчеты свидетельствуют, что о продаже было известно заранее — например, предприимчивый муж давал объявление в местной газете. Как правило, фиксированной стоимости жены не было, все решалось в порядке аукциона. Муж вел жену на рынок на веревке, повязанной вокруг шеи. Бывало, что покупатель был известен заранее.
В сентябре 1815 года на рынке Стейнс «только три шиллинга и четыре пенса были предложены за лот, никто не решился бороться с заявителем за белокурый объект, чьи достоинства могли быть оценены только теми, кто знал их. Этот покупатель мог похвастаться долгим и интимным знакомством».
Несмотря на всю дикость этих торгов, жена могла повлиять на сделку — если ей не нравился будущий «господин и повелитель», она могла наложить вето на договор. Доклад 1824 года из Манчестера свидетельствует, что «после нескольких торгов жена была сбита до 5 шиллингов, но ей не понравился покупатель, и она была выставлена снова за 3 шиллинга и кварту эля».
В марте 1766 года плотник из Сауфуорка продал свою жену «в припадке супружеского безразличия в пивной». Протрезвев, мужчина попросил её вернуться и, после того как она отказалась, повесился.
В некоторых случаях женщины уже знали, кому именно будут проданы, и даже давали своим любовникам деньги на покупку.

А вот в Шотландии циничный обычай так и не прижился — шотландки оказались из другого теста. Там был зафиксирован лишь один случай. 16 июля 1828 года муж выставил на рынке Грассмаркет в Эдинбурге свою жену Мэри Макинтош, что послужило поводом для настоящей массовой драки. Так описан этот случай в книге «Шотландия. Автобиография» под редакцией Розмари Горинг: «Женщины округи, числом около семисот, собравшись и вооружившись камнями, причём некоторые даже кинули их, а другие завернули камни в чулки и носовые платки, устремились в атаку на толпу, нанося удары по всем, кто подворачивался под руку. Добравшись наконец до аукциониста, они разодрали и расцарапали тому лицо самым жутким образом, вследствие нанесённого прекрасному полу оскорбления».
В XVIII веке этот обычай, вместе с британцами, доплыл до США.

Ветер перемен
Но далеко не всех устраивало такое положение вещей. Вот что пишет газета The Times за 1797 год: «В пятницу мясник выставил свою жену на продажу на рынке Смитфилда, недалеко от гостиницы Рэм, с поводком на шее и верёвкой на талии, за которую её привязали к ограде, а счастливым покупателем стал один извозчик, отдавший мужу три гинеи и крону за его былое ребро. Жаль, что нет управы на такое развратное поведение низших сословий».
Разочаровавшись в законах и осознав всю тщетность своих попыток призвать мужей к порядку, нашлись храбрые женщины, вступившиеся за права своих подруг. В 1756 году в Дублине группа женщин «спасла» жену, после чего муж подвергся судилищу и был помещён в загон со скотом до раннего утра следующего дня.
Примерно в 1777 году продажа жены в Кармартеншире вызвала в толпе «сильную тишину» и «чувство неловкости у собравшихся». Такая практика, хоть и осуждалась, к уголовному преследованию приводила редко.
Правовой справочник 1853 года обязывал английских судей покончить с мифом продажи жены: «Это широко распространённая ошибка, что муж может избавиться от своей жены, продав её на открытом рынке с петлёй на шее. Такие действия с его стороны должны быть жестоко наказуемы местным судьёй».
Наконец, к середине XIX века голоса недовольных стали громче.
Последний случай продажи жены относится к 1913 году, когда женщина во время дачи показаний в суде полиции Лидса, утверждала, что муж продал её одному из своих товарищей за фунт стерлингов.
...
 Летом 1744 года Генри Бриджес, второй герцог Чандос, возвращаясь в Лондон из графства Беркшир, остановился в маленькой гостинице в Ньюбери.Но отдохнуть ему не удалось: на дворе вдруг поднялся невообразимый шум, и герцог, движимый любопытством, выглянул на улицу. Там он увидел тощего конюха, который,держа жену на поводке, на все лады  превозносил её достоинства.
"Анна и красавица, и хозяйка хорошая, и покладистая". Герцог присмотрелся к женщине - та действительно была хороша. Не раздумывая более ни мгновения, он выложил за нее полкроны.
Сделка состоялась. И уже на Рождество бывшая горничная стала герцогиней.
Анастасия МАКСИМОВА

***

Как в России жён покупали
Казак Щелканов в 1779 году выручил за свою жену, Прасковью, 5 рублей и коня игреневой масти. Женщина не была крепостной, просто в Сибири XVIII века царили такие порядки. Несколько столетий подряд на просторах, которыми прирастала Россия, можно было легко продать и купить жену.
Осваивать Сибирь оказалось непросто: огромные территории и полное безлюдье на много вёрст вокруг. Первопроходцы были крепкими людьми, и к тяготам быта привыкли скоро. Труднее было пережить одиночество. С кем сидеть у очага? Кому порадоваться? Перекос образовался сразу, и его сложно было выправить: мужского населения – вдоволь, а вот женщин на сибирских просторах явно не хватало.
Сразу стали посматривать на «инородок», девушек из местных племен. Но, во-первых, их было мало. Во-вторых, Ермак не одобрял такие союзы.

«...У них под большим запретом, а нарушившего, омыв, три дня держат на привязи», - сообщала Кунгурская летопись.

Впрочем, не все были так щепетильны. За Ермаком на просторы Сибири потянулся самый разный люд. Вдали от власти, от строгих запретов священников, они чувствовали себя так вольготно, что устанавливали собственные законы. В том числе, и в отношении женщин.
 

кадр из сериала "Угрюм-река"
«Нужны были женщины, - писал этнограф Серафим Шашков, - вот они обращают… инородок… делают их своими жёнами и хозяйками».
Впрочем, называться женой еще не значило быть ею на самом деле. Венчаться никто особенно не спешил. Особенно, если речь шла о пленницах, ясырь, как их называли. Кроме того, у казаков, которые поехали в Сибирь, дома часто имелись законные супруги. А на новых территориях они заводили себе вторые и третьи семьи, и с местными не слишком церемонились. Поехал казак погостить на родину – мог отдать жену соседу или другу. Практически в аренду. 6 рублей за «прокат» в 1774 году отдал один казак своему приятелю Степану Михалёву. Неизвестно, какой срок отсутствовал владелец, но расписка о возвращении «кортомной жены» (одно из названий того времени) сохранилась до наших дней.
На дальних берегах с прекрасной половиной человечества было совсем туго. В 1627 году на имя царя Михаила Федоровича поступила челобитная из Енисейского острога. Крестьянин Семенов написал, что он и его товарищи трудились исправно, от работы не отлынивали, но теперь были бы готовы семьи создать, да не с кем!
«Хлеб печём и ести варим… А как бы у нас жёнишки были… мы хотя бы работ в избе не знали…. Жениться не на ком, а без жёнишек… нам быти никак не мощно. Вели прислать из Тобольска, на ком жениться».
Спустя три года ещё одна челобитная была подписана уже 53-мя просителями. Этот новый крuк души без внимания не оставили, и государь дал повеление набрать полторы сотни «жён на женитьбу». Дворянин Шестаков должен был лично следить за выполнением указа, но в этом вопросе потерпел фиаско – только пятеро согласились поехать к землям у Енисея.

"ТОБОЛ"

Столетием позже актуальность вопроса не стала меньше, и императрица Елизавета Петровна нашла другой выход из положения. Раз добровольно никто не хочет, пусть отправляются в Сибирь «колодницы» - преступницы всех мастей. В 1759 году набрали таких 90, в Тобольске пятнадцать отсеяли. Эти «дамы» от 19 до 40 были своеобразным контингентом: с чахоткой, цингой, грубые… Но расхватали всех до единой! Эпизод с «колодницами» сочли удачным, и повторяли отправку ещё не раз.
Но перекос в Сибири сохранялся, и до такой степени, что стали появляться особые рынки. Один из них работал в Тобольске. Туда поступали и пленницы-ясырки, и проданные из бедности собственными семьями. Встречались и романтические истории – увлёк казак деву в странствие, добрался до Тобольска и выгодно «пристроил». Кому пожалуешься в таких далях? Некому. И становилась такая беглянка женой на продажу.
Ценность жены была настолько высокой, что появилось немало перекупщиков. Воевода Матвей Годунов еще в 1623 году написал, как вербуют в Сибирь молодых и наивных: обещают им с три короба, а затем продают, кому требуется. И татарам, и крестьянам на работу, и ещё дальше, на юг. В конце XVII – начале XVIII века даже особо не торговались. Цена могла подниматься до 50 рублей, а столетием позже упала. Выбор стал больше. Так и вышло, что томский казак Щелканов сторговался только на пяти рублях…
Рынки существовали как минимум в трех городах: Тобольске, Тюмени и Томске
В Тюмени и Томске на рынках было полно «инородок». И ведь под это подвели совершенно официальную основу! 11 февраля 1825 года появился указ Сената «О покупке или вымене от сопредельных кочующих народов женщин по недостатку их в Сибири».
Земли нуждались в освоении, а кто лучше справится с этой задачей, чем семейный человек? Нужно было - на государственном уровне - чтобы прирастала Россия не только землями, но и населением. Так что когда в конце XVIII века в Алтайском горном округе насчитали больше 200 незамужних девушек, родителям настрого приказали: выдавать замуж, не держать при себе. Всё лучше, если станут офицеры да казаки создавать семьи с такими, чем с «колодницами» или басурманками. Кстати, иноверок запрещалось привозить из Сибири. Когда князь Егупов-Черкасский попытался доставить в столицу трёх местных девушек, на Верхотурской таможне их вернули восвояси.
В 1861 году отменили крепостное право, и сибирские земли стали постепенно пополняться освободившимися крестьянами, искавшими лучшей жизни. Это были совсем другие люди: привычные к труду, знающие профессии. С ними ехали и домочадцы. И история как в России жён покупали ушла в прошлое. В начале XX века проблемы не стало.
источник - #наука #история россии #свадьба #семейные отношения #женщины
Категория: adelaida | Просмотров: 179 | Добавил: adelaida | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
avatar
последние новости
Copyright MyCorp © 2024