NEO

Ваши материалы:
Гость
Приветствую Вас уважаемые пользователи сайта и гости, здесь Вам будут предложены материалы различной направленности. Надеюсь они будут Вам интересны, а также на то, что и ВЫ что-либо опубликуете... вторая мировая - 23 Июня 2024 - Блог - NEO

ruРусский enEnglish deDeutsch
frFrançais esEspañol itItaliano
nlNederlands svsvenska fisuomi
zh中文(简体) arالعربية">‏العربية ja日本語


  • adelaida
    тема: иные
  • Alex
    тема: с 8 марта
  • SVETLANA
    тема: иные
  • Alex
    тема: так шо??

Statistik
Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
пользователей за сегодня
материалы сайта
комментариев: 167
в блогах: 1715
в новостях: 489
в статьях: 105
записей в гостевой книге: 4
архив материалов

23:39
вторая мировая
СРУБЛЕННЫЙ "КОРОЛЕВСКИЙ ДУБ"



"Королевский дуб" - линкор


1938 г. "Королевский дуб" во время визита на Мальту


и уже через год на дне бухты Скапа-Флоу


команда  U-47 после возвращения из боевого похода


субмарина типа VII, однотипная с U-47, установленная в качестве музея на берегу Кильской бухты.


В ночь с 13 на 14 октября 1939 года немецкая субмарина U-47 незаметно пробралась в святую святых ВМФ Великобритании - гавань Скапа-Флоу, пустила ко дну линкор Royal Oak - "Королевский дуб", после чего преспокойно покинула английские владения и вернулась в Германию.
Никогда - ни до, ни после - Британский королевский флот не получал такой смачной оплеухи.

"Странная война" 1939 года
1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу. 3 сентября, в 09.00, Великобритания объявила войну Германии. В 09.30 войну Германии объявили Новая Зеландия и Австралия, в 12.40 в войну вступила Франция.
В течение нескольких суток к ним присоединились Канада, Южно-Африканский союз, Ньюфаундленд, Непал.
Война, начавшаяся как германо-польская, сиала мировой. Солдаты грузились в вагоны, в сторону германо-французской границы двигались эшелоны с боеприпасами, неторопливым шагом шли кавалерийские части, лошади тянули полевые орудия.
Однако на линии фронта не летали снаряды, не свистели пули. Французские и английские солдаты играли в футбол, развлекали себя самодеятельными спектаклями, писали домой письма:  "Ждём приказа о наступлении!",
распевали песенку: "Мы развесим портянки на линии Зигфрида" - и иногда смотрели в бинокль на немецкие окопы.
В истории эта война осталась как "странная война".

Приказ: огня не открывать!
Немецкие солдаты вели себя тише воды ниже травы: почти все дивизии воевали в Польше, на западной границе стояла жидкая цепочка частей из ограниченно годных. Все понимали, что, если (не дай бог!) французы с англичанам пойдут в наступление, этими силами их не сдержать.
Поэтому войскам был отдан строжайший приказ: "Огня не открывать!" Они и не открывали.
В отличие от сухопутных сил, кригсмарине не были широко задействованы в войне:
главнокомандующий ВМС нацистской Германии адмирал Редер понимал, что надводный флот страны уступает Британскому королевскому флоту, и избегал сражений.
"Наш надводный флот сможет только продемонстрировать, как он умеет доблестно умирать", - отвечал он упрекавшим его в бездеятельности.
Командующий же подводным флотом Дениц рвался в бой, желая продемонстрировать ударную мощь своих субмарин.
Нужна была громкая акция, операция, которая прогремела бы на весь мир.

"Вас вызывает Дениц!"
1 октября 1939 года в кают-компанию плавбазы подводных лодок "Гамбург", стоявший в Киле, вошел капитан 1-го ранга фон Фридебург: 
- Капитану-лейтенанту Прину прибыть к командующему подводным силами!
Командир субмарины U-47 Гюнтер Прин, имевший на 1 октября 1939 года (когда война шла всего месяц!) на своём счету боевой поход, три потопленных судна и Железный крест 2-го класса, вышел на палубу и спустился в баркас, двигатель которого уже работал. Баркас пересёк гавань и подошел к плавбазе "Вейзхель": там держал свой флаг командующий подводными силами Третьего рейха Карл Дениц.
Прин вошел в каюту. Стол, у которого стоял Дениц, был покрыт картой. Прин сразу узнал очертания гавани Скапа-Флоу.

"Спальня его королевского величества"
Скапа-Флоу - гавань на самом севере Шотландии. Это не бухта, а группа островов, образующих почти замкнутое кольцо с небольшими проходами внутрь.
Площадь 312 квадратных километров, песчаное дно и глубина 50 метров позволяли разместить в гавани десятки судов с любой осадкой. Именно поэтому Скапа-Флоу являлась главной базой ВМФ Великобритании.
На островах размещались наблюдательные посты и огневые позиции береговой артиллерии. Вокруг были минные поля, главные входы англичане перегородили противолодочными сетями, а в небольших проливах затопили старые суда-блокшивы.
Ничто так не оберегали британцы, как Скапа-Флоу.
"Спальней её королевского величества" называли между собой гавань моряки.
В Первую мировую немецкие подводники дважды пытались прорваться сюда - и дважды терпели неудачу, обе лодки были потоплены.

48 часов на раздумье
Всё это Гюнтер Прин знал. Но Дениц знал больше: что система обороны базы имеет изъяны.
Многие проходы не просматриваются с берега, на некоторых постах нет прожекторов (что исключает наблюдение ночью),
а назначенный за неделю до войны комендант островов адмирал Уилфред Френч регулярно пишет в адмиралтейство о нехватке сторожевых катеров: патрулирование осуществляют всего два корабля, а нужны как минимум 15.

- Вот здесь, - Дениц ткнул пальцем в карту, - в проливе Кирк-Саунд затоплены три судна. Однако ночью во время прилива вода поднимается, и расстояние между блокшивами увеличивается до 17 метров. Глубина 7 метров. Вполне достаточно, чтобы пройти в надводном положении.
Дениц положил на стол папку:
- Здесь всё, что мы знаем о Скапа-Флоу: карты, лоции, данные о течениях, маяках, постах наблюдения, система обороны, последние данные разведки и аэрофотосъёмки.
Я не требую от вас немедленного ответа. У вас 48 часов, чтобы принять решение. Если вы скажете "нет", уверяю: это никак не отразится на вашей службе.
Через 48 часов Прин вошел в каюту Деница. Адмирал поднял голову. - Да, - сказал Прин.

Сквозь игольное ушко
8 октября U-47 покинула Киль и вышла в Северное море. Матросы U-47 недоумевали: во время похода лодке несколько раз попадались торговые суда, однако Прин не предпринял ни одной атаки - более чем странно.
12 октября субмарина легла на грунт.
Тем временем авиаразведка доложила Деницу, что корабли покинули Скапа-Флоу. Но адмирал, взвесив все за и против, решил, что U-47 все равно должна продолжать поход: Прину о новых разведданных ничего не сообщили.
13 октября, в 04.00, он собрал весь экипаж и отдал приказ: - Этой ночью мы идём в Скапа-Флоу.
В 19.00 капитан дал команду на всплытие. Поднявшись на мостик, Прин едва не застонал: во всё небо полыхало северное сияние. Для операции специально была выбрана безлунная ночь - и на тебе ! Какая уж тут скрытность! Стоявшие за его спиной офицеры молча ждали, какое решение примет командир.
- Оба дизеля малый ход! - отдал команду Прин.
Субмарина вошла в Кирк-Саунд и пошла вперёд, осторожно протискиваясь между блокшивами.
- Четыре метра под килем, Три метра. Два с половиной, - бесстрастным голосом докладывал гаупт-ефрейтор Хольцер показания эхолота. - Два метра. Метр. Под килем ноль
Прина прошиб холодный пот.    - Метр. Полтора. Два метра.
Прин вытер лоб и наклонился к переговорной трубе: - Дизели средний ход! Поздравляю, мы в Скапа-Флоу!

Волк в овчарне
Прин не мог поверить своим глазам: гавань была пуста! Неужели столько трудов и всё напрасно? Полчаса ходила субмарина по Скапа-Флоу, ища себе цель. Находящиеся на мостике офицеры и Прин напряженно в бинокли осматривали гавань.
- Боже правый! - внезапно прошептал унтер-офицер Дзиаллас. - Это же "Королевский дуб"!
Это действительно был линкор "Королевский дуб": водоизмещение 33 500 тонн, главная огневая мощь - 8 морских 15-дюймовых орудий, способных одним залпом пустить на дно любой корабль.

Спущенный на воду в 1914 году, линкор участвовал в Ютландском сражении - крупнейшем морском сражении Первой мировой войны. Всякая немецкая субмарина считала бы за честь потопить его!
Но в открытом море линкор был почти недосягаем: он шел хитрым противолодочным зигзагом,
наблюдатели следили за каждым метром морской поверхности, гидроакустики "слушали море", радисты - эфир.
К тому же линкор обычно сопровождали корабли охранения. Незаметно подобраться к нему для атаки было практически невозможно. Но в Скапа-Флоу "Королевский дуб" стоял без охраны, чувствуя себя в абсолютной безопасности.
Команда спала после боевого похода. Где ещё можно расслабиться, как не здесь!

В добрый путь !
- Аппараты номер 1-4 приготовить к стрельбе! Глубина хода торпед 7.5 метра, скорость 30 узлов! Дистанция 3 000 метров!
- Носовые торпедные аппараты готовы! - Аппараты готовьсь! Пли!
Из четырёх торпед вышли три. И лишь одна попала в цель, две другие пролетели мимо.
Казалось бы, на линкоре должна была подняться тревога. Матросам надлежало бы вскочить с коек и занять свои места согласно боевому расчёту. Да и прожекторам наземных постов наблюдения не помешало бы заработать. Но ничего из этого не произошло. Ведь ни у кого не возникло даже мысли о торпедной атаке: вражеская субмарина в Скапа-Флоу? Да вы что !
Попадание торпеды было расценено как внутренний взрыв, вахтенные получили приказ найти причину и устранить последствия.
15-летние юнги высыпали на палубу: "А что это было?"  Увидевший их офицер сурово отсчитал мальчишек и отправил всех спать: "Без вас разберутся!"
Оказавшись в момент атаки под палубой, они имели мало шансов уцелеть: из 163 юнг погибли 126.

Плин развернул субмарину и выпустил по линкору торпеду из кормового аппарата. Стальная "сигара" ушла в темноту, и...тишина (одна из трёх неразорвавшихся торпед была найдена драйверами в 2016 году).
Плин наклонился над переговорной трубой: - Перезарядить аппараты номер 1, 2 и 4. Мы снова атакуем.  Он хладнокровно развернул U-47 носовыми аппаратами к линкору.   - Аппараты готовьсь! Пли!
Лодку трижды тряхнуло. "Bon voyage!" ("В добрый путь!" - фр.)" - сказал кто-то из торпедистов. Часы показывали 01.16.
В этот раз в цель попали все три торпеды и все три взорвались Даже для линкора три торпеды - это много: смертный приговор. "Королевский дуб" стал медленно валиться на правый борт. Спустя 5 минут крен составлял 450. Через открытые для вентиляции боковые иллюминаторы хлынула вода. Взорвался артиллерийский погреб. Линкор опрокинулся и пошел на дно, унося с собой 833 человеческих жизни.
- Курс зюйд-ост! - скомандовал Прин. Машинное, оба самый полный! Выжимайте всё, что можно!
Уходя, подводники слышали за кормой глухие взрывы - это британские эсминцы утюжили гавань, сбрасывая глубинные бомбы.
В 02.15 субмарина прошла Кирк-Саунд и вышла в открытое море.

Триумфальное возвращение
17 октября U-47 пришла в Вильгельмсхафен, являвшийся тогда главной базой кригсмарине. Встречали субмарину адмирал Дениц и главнокомандующий гросс-адмирал Редер. Каждый подводник получил из рук гросс-адмирала Железный крест 2-го класса, а командир - крест 1-го класса. В тот же день Прин со всей командой вылетел в берлин, где в рейхсканцелярии их встретил Гитлер. Прин доложил фюреру о ходе операции, и Гитлер лично повесил на шею каптан-лейтенанта Рыцарский крест. Газеты и радио гордо трубили, что морская мощь враждебной Британии - миф и очень скоро буде сломлена раз и навсегда.
Прин был объявлен национальным героем, а подводники - элитой вермахта. Адмирал Дениц легко добился у фюрера согласия на строительство 300 субмарин, о чём ранее мог только мечтать.
Прину предложили должность начальника учебного подразделения для подводников, но офицер предпочёл остаться командиром U-47.

Кто виноват?
Англия же пребывала в шоке. Конечно, гибель морально устаревшего линкора-ветерана Первой мировой не могла подорвать мощь британского флота, но атаку германской субмарины в Скапа-Флоу англичане восприняли так, как если бы немцы взорвали бомбу в Букингемском дворце.
"Кто виноват?" - спрашивали британцы друг друга в пабах. "Кто виноват?" - кричали заголовки с первых страниц газет. "Кто виноват?" - требовали ответа депутаты парламента.
Виноватым был назначен комендант Уилфред Френч, который бомбардировал адмиралтейство рапортами о недостаточной защищённости вверенной ему под охрану гавани. Адмирал был снят с должности и отправлен в запас, его военно-морская служба закончилась.
Клим ПОДКОВА.   журнал  "Архивы ХХ века"  № 9  \ 2023

P.S. - Службу в кригсмарине Гюнтер Прин, родившийся в 1908 году, начал рядовым матросом в 1933-м. Окончил школу подводников, принимал участие в гражданской войне в Испании. В 1938-м после прохождения курсов командиров-подводников Прин получил под своё командование субмарину U-47. И оставался её капитаном вплоть до 20 февраля 1941 года, когда субмарина ушла в свой последний, 10-й поход, из которого не вернулась. Обстоятельства гибели подводной лодки неизвестны. До сих пор Гюнтер Прин и все 45 человек экипажа U-47 числятся как пропавшие без вести.
-  "Королевский дуб" и сегодня лежит на дне гавани на глубине 30 метров. Останки линкора официально признаны братской могилой, несанкционированные спуски в месте его гибели запрещены. Только раз в год водолазы ВМФ Великобритании опускаются на его поверхность, чтобы оставить венок в память о 833 моряках, морских пехотинцев и юнгах, погибших в ночь с 13 на 14 октября 1939 года...
--------------
К великому сожалению, достижения советских подводников на этом фоне можно охарактеризовать фразой "обнять и плакать". Ведь, если судить не по их бравурным отчетам, а по реальным проверенным данным, подтвержденным противоположной стороной, то самый результативный из них - В.Я. Власов уничтожил лишь шесть плавучих объектов (один танкер и пять мелких шхун) суммарным водоизмещением всего-навсего 3736 тонн. На втором месте С.П. Лисин - пять транспортов, 9164 тонны. Если же оценивать по тоннажу, то на первом месте А.И. Маринеско - два потопленных корабля, примерно 40 тысяч тонн.
Вообще, реальная история советского подводного флота во Второй мировой войне настолько печальна и удручающа, что надо обладать железной психикой и стальными нервами Мирослава Морозова, чтобы заниматься ею всерьез, без риска впасть в депрессию и спиться. Ведь, если называть вещи своими именами, то фактически никакого вклада в победу этот многочисленный флот не внес, а по боевой эффективности (количество потопленных целей в расчете на одну подлодку) он был на последнем месте в мире среди основных воюющих держав.
Более того, это был единственный в мире подводный флот, чьи потери превышали количество уничтоженных им вражеских объектов. На каждую потерянную советскую подводную лодку приходилось всего 0,74 потопленных корабля. Уж не говоря о том, что подавляющее большинство этих объектов приходилось на "каботажную мелочь". Советский подводный флот за годы ВОВ не утопил ни одного более-менее крупного боевого корабля даже класса "эсминец".
При этом на строительство подлодок в 1930-е годы СССР затратил астрономическую, по тем временам, сумму 1,35 миллиарда рублей. И это не считая затрат на подготовку экипажей, береговую инфраструктуру, топливо, боеприпасы и т.д.   А результат - ничтожный, почти нулевой. Думаю, это один из наиболее наглядных примеров "эффективности" сталинского военного планирования.
инет
Категория: adelaida | Просмотров: 10 | Добавил: adelaida | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar
последние новости
Copyright MyCorp © 2024