ПРИЗМА

NEO - жизнь в матрице!?
Ваши материалы:
Гость
Приветствую Вас уважаемые Друзья (пользователи сайта) и гости (посетители), на этой страничке Вам будут предложены разлияные новости. Надеюсь они будут Вам интересны, а также на то, что и ВЫ что-либо опубликуете ... ***


select your language and click on flag
ruРусский enEnglish deDeutsch
frFrançais esEspañol itItaliano
nlNederlands svsvenska fisuomi
zh中文(简体) arالعربية">‏العربية ja日本語


  • adelaida
    тема: иные
  • Alex
    тема: с 8 марта

Statistik
Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
пользователей за сегодня
материалы сайта
комментариев: 178
в блогах: 1966
в новостях: 535
в статьях: 120
записей в гостевой книге: 3
архив материалов

14:52
Сапармурат Ниязов


Сапармурат Ниязов родился 19 февраля 1940 года в селении Кипчак. Происходит от племени теке́ (теки́нцев) туркменского народа. Согласно официальной биографии, в 1941 году его отец Атамурат Ниязов (1912—1942) в 30-летнем возрасте добровольцем ушёл на фронт Великой Отечественной войны и 24 декабря 1942 года в должности командира отделения 535-го стрелкового полка 2-й гвардейской стрелковой дивизии погиб в боях за Кавказ. По другим данным, отец в районе села Чикола (Северная Осетия) раненым попал в плен и был расстрелян немцам]. Мать — Гурбансолтан-эдже, а также братья (десятилетний Мухамметмурат и шестилетний Ниязмурат) погибли во время ашхабадского землетрясения 1948 года..
Став полной сиротой, он был определён в детский дом в городе Кизыл-Арват, в десятках километрах к северо-западу от родного дома. Согласно официальной биографии, среднюю школу окончил с отличием . После окончания школы, 1959 году начал работать инструктором территориального комитета профсоюза рабочих и служащих геологоразведочных работ Туркменской ССР. В 1962 году, уже в 22-х летнем возрасте, будучи обычным инструктором со средним образованием, наряду с некоторыми круглыми сиротами стал членом КПСС и получил направление для учёбы в Московский энергетический институт (МЭИ). Проучился в МЭИ несколько месяцев, и подал заявление о добровольном отчислении «в связи тяжёлыми приступами эпилепсии». После этого на короткое время вернулся в родную республику, и полечившись сначала в Ашхабаде, и затем в Ленинграде, в том же году подал документы в Ленинградский политехнический институт и был туда принят. Спустя пять лет, в 1967 году получил там диплом по специальности «инженер-энергетик». По словам самого Сапармурата Ниязова, пятилетняя жизнь в Ленинграде серьёзно повлияла на его последующие взгляды и мировоззрение. Уже во время учёбы в ленинградском институте, с 1965 года после учебного дня работал формовщиком на Кировском заводе.
После окончания учёбы в Ленинградском политехническом институте, был направлен для работы в качестве мастера в Безмеинскую ГРЭС в родной Ашхабадской области  Впоследствии стал там старшим мастером, но в 1970 году стал инструктором и позднее заместителем заведующего отделом в Центральный комитет (ЦК) КП. Советского Союза. В 1976 году заочно окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС в Москве, работая госслужащим в республиканском ЦК.  вплоть до 1980 года, и в том году был назначен первым секретарём ашхабадского горкома  КП Туркменской ССР — то есть фактически мэром Ашхабада .. Бывал в командировках за рубежом, в Иране, Индии, Афганистане, в странах СЭВ и ОВД. Был ашхабадским градоначальником до 1984 года, и в том году неожиданно вернулся на работу в ЦК КП Туркменской ССР в качестве инструктора в отдел по организации партийной работы. В марте 1985 года был назначен председателем Совета министров Туркменской ССР (фактически премьер-министром), и проработал на этой должности до декабря. 21 декабря 1985 года был назначен 1-м секретарём ЦК КП Туркменской ССР — руководителем республики.
С января 1990 года — председатель Верховного Совета Туркменской ССР (через полгода ВС принял Декларацию «О государственной самостоятельности Туркменской СС Р.. 14 июля 1990 года Сапармурат Ниязов был избран одним из постоянных членов Политбюро ЦК КПСС.
Пожизненный президент Туркмении  -  Пост президента был введён в Туркмении ещё до официального его закрепления в новой Конституции — в 1990 году. Первый секретарь ЦК Компартии С. Ниязов был избран президентом Туркменской ССР на безальтернативных выборах 27 октября 1990 путём всенародного голосования. Согласно официальным данным, за него проголосовали 98,3 % избирателей[6].
После принятия Конституции президент предложил провести новые выборы, чтобы привести свои полномочия в соответствие с новым Основным законом. 21 июня 1992 года, будучи единственным кандидатом, С. Ниязов вновь был избран Президентом Туркменской Республики подавляющим большинством избирателей: за него отдали голоса 99,5 % принявших участие в выборах[6].
22 октября 1993 года Сапармурат Ниязов решением Меджлиса (парламента) был провозглашён главой всех туркмен мира. Позже титул стал называться «Туркменбаши Великий».
Во второй половине 1993 года Демократическая партия Туркменистана (бывшая КП Туркмении) предложила продлить полномочия Сапармурата Ниязова до 2002 года на второй срок без проведения перевыборов в 1997 году. В январе 1994 года на всенародном референдуме подавляющее большинство избирателей поддержало эту идею
Представители туркменской оппозиции, достаточно немногочисленной и базирующейся, главным образом, в Москве, забили тревогу. Бывший министр иностранных дел Туркменистана Абды Кулыев, собиравшийся баллотироваться на пост президента в 1997 году, в интервью программе «Вести» Российского телевидения заявил, что власти грубо нарушили Конституцию, пытаясь обеспечить Сапармурату Ниязову пожизненное президентство. Оппозиция, группировавшаяся вокруг московского Фонда культурного и делового сотрудничества «Туркменистан», аргументировала свои претензии не только юридическими нарушениями, но и тяжёлым экономическим положением в стране. При выборах президента и проведении референдума положения Конституции были соблюдены. Согласно Закону о введении в действие Конституции С. Ниязов получил возможность избраться на третий срок, поскольку первое его избрание состоялось до принятия новой Конституции.  Однако тогда Туркменбаши публично высказался против идеи введения пожизненного президентства. Выступая на совместном заседании Совета старейшин, Народного Совета и Движения национального возрождения, он заявил, что не вправе нарушать существующий закон, и предложил дождаться окончания срока своих полномочий в 2002 году и «вместе решить, кому быть президентом».
Немного позже, в 1994—1995 годах, рассматривался вопрос о наименовании занимаемой Ниязовым высшей должности как «Шах» и объявлении Туркменистана Шахством. Однако на совещании старейшин, проходившем в 1994 в Балканском велаяте, эта идея не была единодушно поддержана старейшинами, представлявшими несколько кланов Туркмении. В связи с этим, а также учитывая высказанное в ходе негласных консультаций отрицательное отношение к этой идее руководств соседних Ирана, Узбекистана, России и учитывая натянутые отношения Ниязова с возможным наследником сыном Мурадом, Ниязов шахом объявлен не был.   В декабре 1999  Народный Совет Туркменистана принял решение о пожизненном президенстве  Ниязова.
В апреле 2002 года в Туркмении был принят новый закон о воинской службе, вводивший в качестве высшего воинское звание маршала; до этого высшим было звание генерал армии.. Однако инициатива о присвоении ему этого звания не увенчалась успехом; уже в июне 2002 года Ниязов публично отказался от маршальского звания и выступил с резкой критикой своих подчинённых, бывших авторами этой инициативы.
В августе 2002 года Народный Совет вновь принял решение о необходимости сделать президентский срок Ниязова пожизненным, однако Туркменбаши официально заявил, что выборы лидера страны всё же состоятся после 2008 года.  В ноябре 2002 года в Ашхабаде на жизнь Ниязова якобы было совершено покушение: кортеж президента якобы был обстрелян из грузовика. В результате инцидента никто не пострадал. Туркменбаши назвал организаторами покушения бывших высокопоставленных туркменских чиновников: министра иностранных дел Бориса Шихмурадова и министра сельского хозяйства Имамберды Ыклымова. В связи с этим событием было арестовано более 200 человек.
В августе 2003 г. Ниязов был избран пожизненным председателем Народного Совета.
С Ниязов, по сравнению с другими руководителями стран СНГ, крайне редко участвовал в совместных мероприятиях. Существует мнение, что Туркменбаши крайне раздражала критика в адрес Туркмении, чаще всего исходившая от руководителей соседей по Средней Азии — Казахстана и Узбекистана. Именно это послужило причиной провозглашения Туркменией нейтралитета и отказа от вступления в ОДКБ. В 2005 году Туркменбаши объявил о снижении статуса Туркмении в СНГ до ассоциированного членства.
В последние годы Туркменбаши тяжело болел, у него была сердечная недостаточность и некомпенсированный диабет.
Во внешней политике Туркмении, Сапармурат Ниязов с 1994 года начал придерживаться политики жёсткого изоляционизма.
Отношения Туркмении с Азербайджаном во время президентства  Ниязова вошли в глубокий кризис начиная с президентства национал-демократа Абульфаза Эльчибея, который давал убежище туркменским оппозиционерам и диссидентам и всячески поддерживал их. После прихода вместо него более умеренного Гейдара Алиева в конце 1993 года, отношения между странами начали улучшаться из-за близкой дружбы между президентами. К 1995 году Туркмения стала основным торговым топливно-энергетическим партнёром Азербайджана, и в 1996 году Баку посетил с госвизитом  Ниязов, в ходе которого стороны уверяли друг друга в отсутствии разногласий между собой, но с 1997 года между странами и президентами началась открытая вражда. Причиной этому стали споры вокруг дележа нефтяных месторождений на Каспийском море. В январе 1997 года Туркмения заявила о своих претензиях на нефтяное месторождение близ территориальных вод Азербайджана, и обвинила Азербайджан в его незаконной разработке. Летом того же года страны начали дипломатическую войну по поводу соседнего месторождения. Туркменское посольство в Баку открылось только летом 1999 года и закрылось в июне 2001 года, открывшись вновь лишь после смерти Ниязова, а азербайджанское посольство открылось в Ашхабаде лишь к августу 2002 года. На всём протяжении президентства Ниязова, отношения между родственными по языку и этническим признакам странами были весьма холодными .
Между тем, отношения с Арменией у Туркмении во время президентства Ниязова складывались довольно успешно. В августе 1993 года, в разгар Карабахской войны, армянский президент Левон Тер-Петросян совершил госвизит в Ашхабад, и между странами был заключён договор о дружбе и сотрудничестве. Летом 1994 года в туркменской столице открыто армянское посольство, а чуть позже в Ереване открыто посольство Туркмении. В 1997 году Тер-Петросян совершил второй визит в Ашхабад, в 2000 году новый армянский президент Роберт Кочарян, а в 2001 году Армению посетил сам Ниязов.
Отношения ниязовской Туркмении с Грузией во время президентства Звиада Гамсахурдии были весьма натянутыми, тогда как после прихода вместо него Эдуарда Шеварднадзе, Грузия вновь стала дружественной страной, и торгово-экономические отношения между странами развивались, совершались визиты президентов друг к другу. Отношения между странами не испортились даже после прихода к власти в Грузии Михаила Саакашвили.
Смерть и похороны.    По неподтверждённым неофициальным данным, в последние годы своей жизни Ниязов часто болел. В частности, у него была острая сердечная недостаточность и некомпенсированный сахарный диабет, а также эпилепсия, которой он болел с детства. Государственные СМИ и сами туркменские власти никогда не сообщали о его болезнях, и в кадрах местного телевидения Ниязов всегда выглядел энергичным и активным, и не выглядел болеющим. Сообщения о «крепком как у коня здоровье» президента было одним из элементов государственной пропаганды.
Информация о внезапной смерти Ниязова появилась утром 21 декабря в СМИ западных стран, получивших сообщения от своих источников, имеющих доступ к дипломатическим каналам. Вечером того же дня, туркменское государственное телевидение в экстренном выпуске новостей официально объявило о «внезапной смерти горячо любимого народом президента страны, Сердара — Вечно Великого Сапармурата Туркменбаши». Ниязов по официальным данным скончался в ночь с 20 на 21 декабря, в час ночи 21 декабря 2006 года от внезапной остановки сердца вследствие острой сердечной недостаточности. Некоторые туркменские оппозиционеры сомневаются в официальной дате его смерти и утверждают, что он умер за несколько дней ранее, а с объявлением о его смерти тянули приближённые  Ниязова, решавшие всё это время вопросы преемника, раздела власти и полномочий, и дальнейшего пути страны. В тот же день, вечером 21 декабря, по всей стране был объявлен семидневный траур. Внезапная смерть вроде энергичного и здорового Ниязова оказалась полной неожиданностью для туркменистанцев..
Похороны Сапармурата Ниязова состоялись в первой половине дня 24 декабря, спустя три дня после официальной даты его смерти, хотя по мусульманским похоронным обычаям, умершего желательно похоронить в первой половине того же дня, или на следующий день, если смерть наступила во второй половине дня или ночью.  Ниязов был похоронен в своём родовом селении Кипчак в 15 км к северо-западу от Ашхабада, в специально построенном два года ранее для него и членов его семьи родовом мавзолее, где уже были похоронены отец, мать и двое братьев  Ниязова. Родовой мавзолей Ниязовых примыкает к мечети Туркменбаши Рухы (Дух Туркменбаши), построенная одновременно с мавзолеем. Во время похорон, вокруг мечети и мавзолея собрались десятки тысяч мужчин, наблюдавших за похоронами. Церемонию похорон полностью в прямом эфире транслировали все туркменские телеканалы, а из иностранных телеканалов похороны в прямом эфире транслировал российский государственный телеканал «Вести». По данным очевидцев, после объявления о смерти Сапармурата Ниязова и в день его похорон, улицы городов страны обезлюдели, въезды к населённым пунктам и областям были заблокированы, на улицах некоторых городов, в том числе Ашхабада появились солдаты и БТРы. В течение объявленных семи траурных дней, по ночам был объявлен комендантский час, магазины, заведения и государственные органы не работали. Практически все туркменистанцы наблюдали по телевизору церемонию похорон.
Председателем похоронной комиссии стал заместитель председателя Кабинета министров и Министр здравоохранения и медицинской промышленности Гурбангулы Бердымухамедов, который 21 декабря также стал временно исполняющим обязанности президента. Из членов семьи Сапармурата Ниязова, на похоронах участвовали его жена Муза Алексеевна Ниязова (приехала на похороны из Лондона), сын Мурад (приехал из Вены) и дочь Ирина (приехала также из Лондона), а также двое внучек и зять. Именно во время похорон, впервые члены семьи  Ниязова показались на публике, и туркменистанцы впервые увидели их лица.  На похоронах из иностранных гостей присутствовали все послы и представители иностранных государств и международных организаций в Туркменистане, а в числе статусных иностранных гостей присутствовали президент и премьер-министр Турции Абдуллах Гюль и Реджеп Тайип Эрдоган, премьер-министры России (Михаил Фрадков), Азербайджана (Артур Расизаде), Грузии (Зураб Ногаидели), Казахстана (Даниал Ахметов), Таджикистана (Акил Акилов) и Украины (Виктор Янукович), представители от правительств и парламентов Узбекистана, Ирана, Афганистана, Киргизии, Белоруссии, Армении, Китая, Пакистана, Индии, Японии, Южной Кореи, Саудовской Аравии, ОАЭ. Изначально было объявлено о присутствии на похоронах президентов Казахстана (Нурсултана Назарбаева), Таджикистана (Эмомали Рахмонова), Афганистана (Хамида Карзая), Украины (Виктора Ющенко) и Белоруссии (Александра Лукашенко), но впоследствии все они по разным причинам отказались лично присутствовать на похоронах, хотя в некоторых СМИ после похорон продолжалось ошибочно сообщаться их присутствие на похоронах из-за трудностей с добычей информации из закрытой страны. Президент Узбекистана Ислам Каримов принципиально отказался лично участвовать на похоронах из-за сложных в те времена отношений с  Ниязовым и между двумя странами из-за вторжения туркменских силовиков в посольство Узбекистана в Ашхабаде за несколько лет до того. Лидеры стран Запада отказались от поездки на похороны, некоторые из которых ограничились выражением соболезнований и отправлением вместо себя своих послов или представителей более низкого ранга.
Во время президенства Ниязов прославился рядом эксцентричных поступков.Так месяцы были переименованы в честь диктатора и его родни, а в Ашхабаде установили золотую статую, которая вращалась вслед за движением солнца. Особый закон запрещал гражданам вставлять золотые зубы, а молодым людям носить бороды. Любая оппозиция подвергалась жестоким преследованиям.
Категория: история | Просмотров: 224 | Добавил: adelaida | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
материалы блогов
Copyright MyCorp © 2025