Матерные слова, как средство психотерапии!?
Какую роль играет мат в нашей жизни? И могут ли матерные слова и выражения нести терапевтический эффект и применяться в психотерапии?
Мат мы можем услышать везде: на улице, на работе, в Интернете, а теперь уже и в книгах и даже на телевидении. Плохо это или хорошо? Какую роль играет мат в нашей жизни? И могут ли матерные слова и выражения нести терапевтический эффект и применяться в психотерапии?
Мат, действительно сейчас повсюду и от этого уже не спрятаться не скрыться даже самым рафинированным культурным деятелям. Включая попсовый канал можно услышать скорее суррогат мата или псевдоиностранные слова, однако звучит это даже более вульгарно, чем настоящий живой мат, не так ли? Почему мат так важен для эффективной коммуникации многих людей и несет ли он негатив для общества?
С точки зрения психологии, внешние факторы, практически не влияют на нас. Имеет значение лишь наше восприятие этих внешних факторов. А это означает, что сам по себе мат – это не плохо и не хорошо, это просто инструмент коммуникации, который издревле довольно эффективно применялся людьми в общении между собой. Существуют и довольно весомые мнения, что настоящее сексуальное воспитание без мата невозможно. Особенно это касается людей с наглядно-действенным типом мышления. Практика сексологов как раз это подтверждает. Многие специалисты считают, что люди культуры и искусства, интеллигенты намного чаще страдают психологическими расстройствами, связанными со страхом интимной близости и сексуальными дисфункциями, чем те, кто далек от культуры и без мата не представляет свой лексикон. Кроме того, матоговорение или матотерапия - это естественный способ освобождения от накопившихся негативных эмоций и переживаний. Эти слова имеют, чуть ли не магическую силу, без которой так сложно избавиться от нахлынувшего раздражения, злости, обиды...
Можно ли НЕ использовать мат в общении вообще?
Конечно можно. И так поступают практически, все культурные, образованные и интеллигентные люди. Однако мат очень полезен и нужен нашему обществу. Без него невозможно представить эффективную коммуникацию с разными аудиториями и в "разных ситуациях". Как можно объяснить человеку, что он больше, чем дурак? Как разговаривать с рабочими на стройке? Как заставить идти в атаку солдат? Как можно рассказать молодым жителям деревень и поселков о сексе, не используя при этом мат?
Конечно же, чисто теоретически, можно обойтись и без мата, но на практике, все заменители мата (пипец, блеать, кабздец, сцуко, трахать и т.п.) выглядят и звучат очень абстрактно нелепо и кроме интернета нигде больше не используются. Кроме того, матотерапия хорошо применяется для преодоления некоторых видов заикания. Этот способ отлично зарекомендовал себя в работе с заиками и уже широко применяется многими специалистами. По словам тренера по системному мышлению Юрия Бурлана, основатель матотерапии Виктор Толкачев довольно успешно применяет этот способ для преодоления заикания. Ваш покорный слуга использует эту технику уже около полугода и по моим наблюдениям, эта методика просто великолепна. Но не для всех. А только для людей, которые имеют врождённый вербальный интеллект (те, которые стремятся много говорить и общаться). Другими словами, это те, у кого есть врожденные предпосылки стать хорошим оратором или юмористом, но по определенным причинам страдают невротическим заиканием.
Итак, могут ли матерные слова нести терапевтический эффект?
Несомненно. Мы уже убедились, что эффективная коммуникация между людьми невозможна без мата. И это относится не только к разным «слоям» населения (я бы не делил людей по слоям), а прежде всего, к тем ситуациям, при которых никакой другой язык просто не действует. Представьте себе, что командир будет кричать солдатам, которых нужно послать в атаку: - «Солдаты, пожалуйста, атакуйте противника». Матотерапия при работе с заиканием – это отличный метод, который себя также успешно зарекомендовал в практике когнитивно-поведенческих психотерапевтов.
Почему мат помогает при терапии заикания?
Поскольку часто в основе невротического заикания лежит страх проявить себя, свои эмоции, то мат используется, как средство, которое разрывает этот шаблон, эти рамки, при которых человеку трудно выразить те или иные чувства словами. На сеансе матотерапии страдающий заиканием человек вначале учится говорить только матом, без использования обычных слов, затем комбинирует слова в своей речи, а следующий шаг – это общения без мата. Эффективность этой методики, по моим наблюдениям очень высокая, примерно, 75%. Поэтому, всякий раз, когда вы будете слышать рядом с собой мат, не закрывайте уши, просто постарайтесь понять, что на самом деле хочет сказать вам человек. Ведь он выражает таким образом свои эмоции, свое отношение и свои мысли, которые без мата могли бы нести иной смысл.
Мат как способ выражения эмоций
Достоевский писал:
«Нет, действует пока все еще та же славянская природ наша, которой всего бы только поскорей выругаться, да тем и покончить (а чего доброго, так даже тут же и помириться), и согласитесь, что все это в одном смысле отрадно, ибо и тут, стало быть, все это, так сказать юно, молодо, свежо, вроде как бы весна жизни, хотя, надо сказать, препакостная»
Что касается «свежести», то, скорое всего, следует с автором согласиться, и то, что препакостно, – верно, а вот то, что весна жизни – это явно авторский перегиб. И на закате дней звучит, хотя и реже.
Когда же прибегает русский человек к мату (собственно, не только русский, а скорее русскоговорящий, а то и вовсе инородец, владеющий двумя десятками русских слов, из коих добрая половина – мат)? Когда? Зачастую. И это вовсе не является, по нынешним временам, отражением уровня его интеллекта, интеллигентности, да и просвещения тоже.
Начинает он в молодости, услышав дома, но чаще на улице прежде не достигавшие его уха слова и выражения. В молодости, он еще не бит, не запуган, малосведущ и скажет чаще всего «…твою мать!», когда у него что-то не получается или, напротив, после длительных неудач получилось. Удивившись чему-то, он походя заметит «…ни х…я себе!». В этом нет ни злобы, ни зависти, да и сделает он это, скорее всего, машинально. Повзрослев и будучи не единожды бит волей случая или обстоятельств, но чаще родным отечеством, он все чаще прибегает к мату, но делает это уже не машинально, а со смыслом. Не имея возможности что-либо противопоставить этой тупой, а главное, лишенной смысла и благородства силе, он в сердцах бросит «…ну и х…й с вами со всеми… Делайте, что хотите, а я буду жить по-своему». А то и жестче заметит: «…а пошли вы все п…у». Как жил без вас, так и дальше жить буду. Как-нибудь проживу. В ругательстве, в мате взрослый человек, зажатый со всех сторон, находит единственную возможность разрядиться, найти пассивную защиту. Он и не матерщинник злостный вовсе. Для него мат – и допинг, и наркотик. «По понятиям народа то, что пакостно на миру, пакостно и за дверьми».
- «…Народ русский хоть и ругается, к сожалению, крепкими словами, но далеко не весь, в самой незначительной даже доле своей (поверяя ли тому?), а главное (и бесспорно) ругается он скорее машинально, чем с нравственной утонченностью, скорее по привычке, чем с умыслом…»
- «Народ хоть и ругается по привычке, но сам знает, что это привычка скверная, и осуждает ее».
Но вот что обозначилось в последнее время. Этой срамной болезнью заболела та часть народа, что зовется интеллигенцией. У этой части срамные выражения приобретают особо утонченный характер, разрастаясь и по форме, и по содержанию. Даже элита общества не брезгует матом. Кажется, и от власти не терпит и даже дружит с ней, и трудностей особых в быту не испытывает, а вот поди ж ты, мат из ее уст вырывается не реже, чем у простого народа. И здесь он, мат, вовсе не стрессы снимает и не служит демпфером в сложных отношениях с властью, а является не чем иным, как баловством, а зачастую и озорством даже.
Представители поп-искусства (хотя их к интеллигенции можно отнести с большой натяжкой) даже особо изгаляются в этой сфере «народной культуры», придумывая новые злостные слова и выражения. И даже гордятся этим, как и теми бляхами отличия, которые время от времени навешивают на них власти в благодарность за ту незавидную роль, которую они исполняют. Роль в том состоит, что восполняют «зрелищами» недостаток хлеба у народа, обманывая тем самым народ и смягчая боль и отчаяние от того, что он (народ) терпит. Но это все лишь примитивный обман – фальшивое искусство вместо недоброкачественных «наркотиков». Источник
В интервью для The Times ученые из Великобритании и Швеции рассказали, почему ругань на самом деле — это полезный социальный и психологический конструкт. Она помогает нам рассмешить собеседника, справиться с болью и гневом, выразить радость.
- Ученые заявили, что ругань больше не считается вульгарностью или признаком низкого интеллекта. Согласно их исследованию, бранные слова могут быть мощным инструментом, но важно правильно его использовать.
- Ученые изучили более 100 статей о ругательствах и обнаружили, что грубые слова «отличаются от других форм языка и обладают большей силой». К основным положительным аспектам «повседневной» ругани относятся выражение страха, радости, гнева, волнения, а также выражение чувства юмора и солидарности. Также они отметили, что бранные слова могут даже увеличить доверие и убедительность. Недавно стало известно, что половина россиян употребляет ненормативную лексику на работе. Но при женщинах на летучках нецензурно выражаются в два раза реже.
"К основным положительным аспектам «повседневной» ругани относятся выражение страха, радости, гнева, волнения, а также выражение чувства юмора и солидарности. Также они отметили, что бранные слова могут даже увеличить доверие и убедительность. Недавно стало известно, что половина россиян употребляет ненормативную лексику на работе. Но при женщинах на летучках нецензурно выражаются в два раза реже". Вот с этим согласна... В порыве, когда уже переполняют эмоции , да, можно "сказать", когда это к месту, выражение выбрано точно и , самое главное, когда от тебя этого не ждут, т.к. ты всегда говоришь корректно.Надо ошеломить оппонента, тогда он примет твою сторону и твои доводы. Когда я первый день вышла на работу в мужской коллектив, они (тоже хитрые бестии) решили испытать меня "на вшивость", т.е. стали ругаться. Я некоторое время послушала, потом сказала : "Всё, мальчики, баста! Чтобы я от вас при мне больше не слышала ни одного ругательного слова!" Проработала 38 лет, и "мальчики" при мне никогда не ругались. Ангелина В. г. Москва.